Разрыв между ожиданиями рынка труда от специалиста и тем, чему его научили в университете, является не только украинской проблемой. Этот разрыв называют «квалификационным», или skills gap, и он становится самым большим разочарованием для выпускников и работодателей, пишет профессор Александр Костюк в статье «Почему выпускники университетов не удовлетворяют работодателей».
Как свидетельствуют опросы работодателей и международные исследования, университеты должны формировать у студентов такие навыки: - способность решать проблемы (разрыв с ожиданиями работодателей составляет 29%); стрессоустойчивость (29%); коммуникационные навыки (разрыв составляет 24%); адаптивность (20%); анализ данных (20%); лидерские качества (19%).
В то же время 97% студентов-практикантов считают, что именно практика формирует коммуникационные навыки, которые есть в списке наиболее востребованных работодателями. 80% считают, что коммуникационные навыки могут быть сформированы в аудитории университета во время обучения.
Навыки работы в команде, по мнению 90% практикантов, тоже формируются благодаря прохождению практики, и только 70% считают, что командной работе можно научиться в аудитории университета.
А работодатели считают, что шесть из десяти наиболее актуальных квалификационных навыков лучше формируются во время практики, чем в аудитории университета.
К этим навыкам относятся: коммуникационные навыки (мнение 80% работодателей); работа в команде (78%); навыки решения проблем (75%); технические навыки (65%); креативность (62%); навыки личного общения с клиентами (58%). Первые три пункта этого списка входят в список трех основных квалификационных навыков, по мнению работодателей в мире.
Скоро начнется вступительная кампания, и абитуриенты должны определиться с выбором. Традиционно считается, что для перспективного будущего надо иметь диплом о высшем образовании. Так почему же тогда так много дипломированных специалистов не могут найти себя на рынке труда? Читайте в материале Александра Костюка «Почему выпускники университетов не удовлетворяют работодателей».