С отступлением карантина и открытием границ Украине предстоит столкнуться с новым вызовом – увеличившимся оттоком трудовых мигрантов. Общество и власть должны определить миграционные приоритеты, считает директор Института демографии и социальных исследований НАН Украины Элла Либанова.
Сейчас большинство мигрантов не определились. С одной стороны, они временно отрезаны от зарубежных заработков, с другой – их не интересуют украинские вакансии.
"Некоторым выходом может стать организация мигрантов и привлечение их к временным работам на период их пребывания в Украине. В сжатые сроки нужно помочь восстановиться микро- и малому бизнесу, предложить общественные работы как временный выход из массовой безработицы, через механизмы концессии, публично-частного партнерства, государственные закупки создать рабочие места в отраслях, дающих значительный мультипликативный эффект (в частности в строительстве)", - пишет она в своей статье для ZN.UA.
Чтоб ослабить нагрузку на госбюджет, в бюджетной сфере целесообразно создавать не постоянные, а временные рабочие места, считает социолог. Но все они не будут высокооплачиваемыми, а в условиях значительной безработицы не станут альтернативой рабочим местам за рубежом; поэтому их создание будет иметь, скорее, кратковременный, чем продолжительный эффект.
"Эффективная недекларативная поддержка микро- и малого бизнеса требует привлечения его представителей к формированию политики, в том числе выхода из карантина, своевременного и полного информирования предпринимателей о принятых решениях", - напоминает эксперт.
Нелишними будут установление льгот по кредитованию, упрощение доступа к рынкам, консультации и помощь правового и бухгалтерского характера; а также легализация микробизнеса с помощью "нулевого варианта": максимального упрощения регистрации, запрета на контроль, уплаты необременительного годового взноса в местный бюджет и гарантированной государственной поддержки на случай форс-мажора.
"Безусловно, полезно будет внедрить программы, распространенные в ЕС, но с обязательной предварительной экспертизой относительно рисков тенизации. Создание собственного дела может стать реальной альтернативой трудовой миграции", - добавляет автор.
Способствовать возвращению мигрантов может помощь в легальном трудоустройстве за границей, защите их прав за рубежом. Это не только убедит мигрантов в лояльном отношении к ним государства, но и будет способствовать установлению более тесных контактов с ними во время работы в других странах.
Важным является заключение соглашений о пенсионном обеспечении со странами, в которых работают украинские мигранты, запрет налогообложения переводов, освобождение от таможенных сборов ввезенных мигрантами средства производства для развития собственного бизнеса.
"Понятно, что, несмотря на все усилия, часть мигрантов не вернется в Украину. С ними нужно налаживать системные контакты, помогать сохранить чувство украинской принадлежности. Эффективное сотрудничество с диаспорой будет способствовать улучшению имиджа и усилению влиятельности Украины в мире", - пишет Элла Либанова.
Важное направление действий – введение совместно с правительствами стран пребывания украинских мигрантов программ циркулярной миграции. Это выгодно обеим сторонам, поэтому Украина имеет реальные возможности договориться о привлечении стран ЕС к финансированию таких программ. Примером является миграция сезонных работников из Украины на основе межправительственных договоренностей.
Не менее важно преодолеть в украинском обществе негативные стереотипы о миграции. "С помощью образовательных и коммуникативных средств нужно настойчиво разъяснять, что миграция – это не проблема, которая требует решения, а реальность, с которой следует считаться и которую необходимо упорядочивать", - добавляет социолог.
Подробнее о том, какой должна быть миграционная политика Украины во время и после пандемии, читайте в статье Эллы Либановой "Трудовая миграция из Украины: влияние COVID-19".