В Украине полным ходом идет реформа децентрализации. При этом о сформированных госпитальных округах благополучно забыли. А ведь именно правильно сформированные госпитальные округа делают реформу ситтемы здравоохранения эффективной, пишет в своей статье для ZN.UA генеральный директор клиники "Оберіг" Виктор Рыбчук.
В Испании в 1982 году, когда осуществлялся переход от страховой модели финансирования к бюджетной, были разработаны "санитарные карты регионов" – аналог госпитальных округов. Сейчас испанская система входит в пятерку лучших в мире, до реформы изменений в "санитарные карты" политики не вносили в течение 20 лет, подтверждает стоявший у ее истоков доктор Энрик Майолас.
"Госпитальные округа, которые были сформированы в Украине и о которых уже успели забыть, требуют пересмотра с учетом результатов реформирования местного самоуправления. В основу построения госпитального округа должна быть положена экономическая состоятельность лечебной сети, которая будет обеспечивать возможность ее постоянной модернизации, оснащение современным оборудованием, достойную заработную плату медицинским работникам, а не популизм местной власти", - поясняет автор.
Больницы, в зоне обслуживания которых проживают 25-30 тысяч человек, не только не в состоянии обеспечить надлежащее финансирование медицинских работников, но и создают дополнительные риски для пациентов при оказании медицинской помощи.
Хирург в разных европейских странах ежегодно должен выполнять 150–200 и более оперативных вмешательств. В большинстве украинских центральных районных больниц обеспечить такую нагрузку хирургу невозможно.
"Чтобы предотвратить внесение изменений местными элитами, конфигурация которых в результате выборов может меняться, госпитальные округа должны быть, по моему глубокому убеждению, согласованы МЗ и Минфином и утверждены Кабинетом министров. НСЗУ должна осуществлять финансирование лечебных учреждений госпитального округа, а те учреждения, которые хочет сохранить местная громада или территориальные государственные органы управления, должны финансироваться за счет их бюджетов", - добавляет эксперт.
Строительство новых больниц и реконструкция действующих с расширением мощности могут осуществляться по решению Кабинета министров Украины. И об ограничении прав местного самоуправления в этом случае речь не идет – такая практика действует во многих европейских странах.
По мнению Виктора Рыбчука, Минздрав вместе с областными управлениями и департаментами здравоохранения потерял драгоценное время на оптимизацию сети лечебных учреждений.
В пожарном порядке завершали процесс изменения хозяйственно-правового статуса коммунальных лечебных учреждений. Даже в подчинении министерства остались лечебные учреждения, не выполнившие требований законодательства по реорганизации в государственные некоммерческие предприятия.
"На протяжении 15 лет мы ведем речь о едином медицинском пространстве, а воз и ныне там. Одна "Феофания", на финансирование которой в 2020 году выделено 372 млн грн, чего стоит. В 2014 году по моему предложению было принято протокольное решение Кабмина о рассмотрении вопроса передачи ее из Государственного управления делами в коммунальную собственность г. Киева (ведь лечатся в ней киевляне) и открытии университетской клиники. Но, как и множество других решений, оно осталось на бумаге", - отмечает он.
Кроме больничных учреждений, подчиненных МЗ, государственный бюджет финансирует институты Национальной академии медицинских наук, госпитали Министерства внутренних дел и Службы безопасности Украины. В результате только в Киеве действует чрезмерно разветвленная сеть больниц и коечного фонда.
Подробнее о том, почему теория медицинской реформы разошлась с ее реализацией на практике, читайте в статье Виктора Рыбчука "Откровенно о медицинской реформе" для ZN.UA.