Наша западная соседка Польша давно уже не воспринимается украинцами как туристическая диковинка. Разве что, когда время от времени попадаем за соседский забор, раздражаемся: это же надо - такими сумасшедшими темпами все строится! Особенно транспортные магистрали, остававшиеся в Польше почти до последних дней едва ли не единственным подтверждением ее прежней принадлежности к Российской империи, у которой до сих пор, как известно, как минимум две беды: дураки и дороги.
Итак, со второй бедой Польша практически распрощалась. А первой, похоже, и вовсе не имела. Иначе в 90-е гг. прошлого века не рванула бы со всех ног из "содружества стран Варшавского договора" прямехонько в НАТО и Евросоюз. И не просто подошла там под масть, а стала образцом интеграционных стремлений и европейского прогресса.
Причем, за последние два десятилетия вся Польша изменилась к лучшему. Особенно это заметно в Варшаве: столица есть столица. Хотя, честно говоря, превосходства и чванства в ней как раз и не видно. Зато ощущается стремление быть образцом для страны во всем. Удивительно чистые улицы и скверы. Справедливости ради следует сказать, что это - достижение буквально последнего времени. Однако, похоже, процесс этот уже необратимый, хотя, как говорит мой знакомый поляк, до Европы Польше еще далеко, потому что здесь до сих пор можно найти лужи после дождя.
Точно по графику ходит общественный транспорт - опрятные, с кондиционерами, преимущественно новые автобусы и трамваи. Метро, правда, пока состоит только из одной ветки, но новые станции строятся активно и удивительно аккуратно: вокруг строительного забора - ни одного глиняного или болотного следа от шин.
Ощущается архитребовательность ко всему, что строится, восстанавливается или реставрируется. Все тщательно вписано в архитектурный ландшафт - как исторические здания, так и новые модерные небоскребы разных размеров и конфигурации. Из этого фона выпадает разве что "сталинская высотка" - подаренный Варшаве Советским Союзом в 50-е прошлого века Дворец культуры и науки. Поляки не любят этот советский небоскреб, но именно отсюда открывается удивительный вид на Варшаву: "потому что его самого не видно" - шутят о нем, как парижане об Эйфелевой башне, варшавяне.
Удивительно, но этот крупнейший польский город с 1,7 млн жителей не кажется перегруженным ни людьми, ни машинами, ни зданиями. Автомобилей не так много, как у нас (среди них есть очень дорогие), хотя, вероятно, это только так кажется, потому что на многорядных дорогах пробок нет. Да и воздух не загазован. Такой насквозь прозрачный и свободный город, с широченными улицами, развесистыми зелеными бульварами, называемых аллеями, велосипедными дорожками, которых не занимает никто, кроме велосипедистов, и просторными тротуарами без нищих и бездомных собак. Здесь легко ходится и дышится.
Даже в Старом городе. Хотя, казалось, его узкие улочки должны быть запружены толпами жаждущих зрелищ туристов - ведь исторический центр Варшавы принадлежит к списку Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь и в самом деле есть на что посмотреть. Крепостные стены, каменные дома, Королевский замок ХVІ-ХVІІ вв., Замковая площадь и сказочная площадь Рынок, костелы, дворцы, памятники, парки, знаменитый символ Варшавы - Русалка... Словом, все то, что с 1596 г., с тех пор как Варшава стала столицей не только Мазовецкого княжества, но и всей Польши, сооружалось для величия и славы государства, - по сей день радует глаз и восхищает совершенством форм и линий.
Трудно поверить, что после 63-дневного Варшавского восстания в 1944 г. все это архитектурное богатство по личному приказу Гитлера было превращено в груду камней. 85% варшавских зданий тогда были разрушены до основания. А за несколько послевоенных десятилетий - до 1980 г. - практически полностью восстали, как Феникс из пепла, по древним чертежам, рисункам, фотографиям, воспоминаниям очевидцев. Сегодня возле каждого строения - для сравнения - снимок послевоенных руин. И очень часто - любительские снимки восстановительных работ. Ведь Варшава была отстроена за деньги варшавян и их руками.
Может, потому и царит здесь сегодня приятная атмосфера, а не почти обязательная для многих туристических центров жадность содрать с путешественников побольше - хотя лавочки с эксклюзивными сувенирами на каждом шагу. А, возможно, группы туристов не превращаются в толпы потому, что очень быстро рассеиваются, попадаясь на крючок, точнее на гигантские ложки, черпаки и ухваты поваров в белых колпаках, официантов в длинных фартуках и колоритных персонажей в национальных костюмах, зазывающих на каждом углу в свое заведение. Поскольку и тут, и там в Старом городе самые разнообразные кабачки, кофейни, разливайки, корчмы, забегаловки, ресторанчики, бары. Не только с польской национальной кухней, которая ну очень похожа на украинскую, вот только вареники называются пирогами - но ведь и в Украине кое-где их тоже так называют (а выпечка здесь - о-о-о! - пальчики оближешь, язык проглотишь). Однако даже в историческом центре поляки не против иностранной конкуренции. Здесь процветает кулинарный бизнес грузин, французов, греков, болгар и, само собой, китайцев. Конкуренция положительно влияет на цены - в отличие от киевских ресторанов, в Варшаве они вполне доступны для обычных туристов.
Правда, вечером толпа в Старом городе все же собирается. Отсюда, сверху, туристы лицезреют роскошную современную набережную - с десятками удивительных фонтанов, меняющих вместе с формой и цвет: сиреневый - просто фантастика. Немного дальше, подсвеченный ночью мощными прожекторами, реет стадион, построенный к Евро-2012. Действительно реет - как знамя, ведь возведен в бело-красных цветах национального флага.
Поляки - большие патриоты. Любовь к Отчизне они впитывают буквально с молоком матери, с первым изученным стихотворением: " - Кто ты естеш? - Поляк малый. - Яки знак твуй? - Ожел бялый". Да и трудно не быть патриотом, когда на каждом шагу - памятники, стелы, мемориалы, музеи, памятные доски, посвященные людям, датам, событиям. На постаментах - воины, герои, полководцы, короли, государственные деятели, писатели, музыканты, артисты...
Многие будто сошли с иллюстраций к украинским учебникам истории - в жупанах, шароварах, шапках-бирках, с саблями и пистолями. Видишь такой памятник - и просто бежишь к нему: неужели кто-то из наших? Нет, читаешь, поляк. Хотя таких же фамилий у нас, в Украине - десятки. Но нет среди них героев украинской земли, украинского народа. А может и есть - да не знаем их, не помним, не чтим, не вписываем в историю или, скорее, не исследуем, не изучаем свою историю, чтобы узнать о тех, кто отдал свою жизнь за Украину. Не ставим им памятников, потому что наши площади и скверы заставлены чужими статуями - оккупантов и угнетателей Украины, которых никак не свергнем с пьедесталов в наших городах и селах и не спровадим из памяти народа и собственного сознания, до сих пор отравленного безгосударственностью и колониальной учтивостью.
В Польше воочию видно, из чего вырастает патриотизм. Не в последнюю очередь - из потребности помнить о каждом, кто сделал что-то особое для родного края, кто не отдал на поругание своей чести, кто достойно жил или погиб как герой - во имя Отчизны, ради народа. "Здесь начиналось восстание" - извещает надпись на гранитном камне. "Здесь был массовый расстрел польских воинов" - говорит мемориальная доска. "Здесь 24 августа 1944 года погибли 20 участников восстания" - и их имена на памятнике тонут в бело-красных цветах и венках: от признательных соотечественников, государственных учреждений, прямых потомков, гордящихся подвигами предков.
В Польше не заведено, как это было в СССР, присваивать городам звания героя - хотя Варшава явно заслуживает этого больше, чем преданные своими и брошенные на поругание врагу Киев, Одесса, Севастополь и Керчь. Но Варшаву с полным правом можно назвать городом героев. Это не декларируется - это демонстрируется. Культ поклонения героям передается из поколения в поколение. Некоторые говорят, что это культ смерти, и объясняют это чрезмерной религиозностью поляков. Однако на самом деле складывается другое впечатление - что здесь действительно никто не забыт и ничто не забыто.
Жаль, что в Украине этого почти нет. Разве что на словах - в речах к датам, моментально забывающимся, как только оратор покинет трибуну. Потому что никогда не было государства. А может, его поэтому и не было, что не умеем беречь ни памяти, ни славы. И его надо создать. С историей, героями, любовью к родной земле и народу, с почтением ко всем, кто жертвовал собой ради этой высокой благородной любви. И с ней создавать жизнь современной Украины.
Запад нам в этом не поможет. Даже Польша, упрямо не теряющая надежды вытащить Украину из постсоветского болота. Разве что будет раздражителем и образцом, демонстрируя: это выполнимо.