UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Восточное партнерство" не может стать тем форматом, который добавит новых смыслов европейской интеграции Украины – эксперт

Оно может быть плодотворной платформой для развития сети связей в целевых сферах.

Саммит "Восточное партнерство", который состоялся 24 ноября в Брюсселе не принес тех результатов, которые ожидали страны-участницы, в частности и Украина. Итоговая декларация саммита является базовой и с размытыми формулировками. К тому же, в ней не отражена вся глубина двусторонних отношений Украина - ЕС. Слова "Россия" не удалось найти даже после самого придирчивого прочтения текста, пишет в своей статье для "Зеркало недели. Украина" эксперт Надежда Коваль.

"Украинская делегация традиционно до последнего боролась, чтобы включить в итоговой декларации саммита упоминание о перспективе членства для участников партнерства, со ссылкой на статью 49 базового договора ЕС. Однако эта привычная стратегия уже исчерпала себя и даже начала оказывать обратный эффект, вызывая откровенное недовольство партнеров", - отмечает Коваль.

В 2017 г. вопрос будущего членства стран партнерства со спорного превратилось в табуированное, а борьба за максимально амбициозную формулировку опустилась на уровень ниже, к признанию наличия европейских стремлений у государств-членов "Восточного партнерства", констатирует автор.

Читайте также: Кабмин утвердил контракт и.о. главы "Укрзалізниці" - СМИ

По результатам саммита, автор приходит к выводу, что даже простое сравнение текстов деклараций показывает преемственность между декларацией Рижского саммита "Восточного партнерства" в 2015 г и Брюссельской декларацией: различия прослеживаются больше в акцентах и приоритетах, чем по сути предложенного. Показательно, впрочем, что Рижская декларация прописана подробнее, тогда как Брюссельская сделала ставку на лаконизм, осторожность и всеобщность определений. В такой ситуации эксперт ставит вопрос - означает ли такое отсутствие продуцирования новых смыслов саммита провал формата?. И какие выводы из этого должна сделать Украина?

Так, по ее словам, нынешний формат саммита может, скорее, указать украинскому руководству, что "Восточное партнерство" в текущей ситуации не может стать тем форматом, который предоставит новые смыслы в европейской интеграции Украины. Впрочем, оно может быть чрезвычайно плодотворной платформой для развития сети связей в целевых сферах или даже сохранения заинтересованности ЕС как целого (а не только отдельных государств) восточноевропейским регионом как таковым.

И этих задач тоже не следует недооценивать, уточняет эксперт, в частности, перед лицом анонсированного на 2018 г. начала реформирования ЕС. Особенно если почитать план реформирования ЕС французского президента Емманюеля Макрона, где никаких идей относительно Восточной Европы там найти не удастся.

Об итогах саммита "Восточного партнерства" подробнее читайте в статье "Ловушка Восточного партнерства" для еженедельника "Зеркало недели. Украина" автора Надежды Коваль из Центра международных исследований Дипломатической академии Украины им. Геннадия Удовенко.