Государственное бюро расследований, которое во времена руководства Ирины Венедиктовой активно пыталось добиться отмены "закона о неприкосновенности" участников Революции Достоинства, не отказалось от своих намерений, и теперь протягивает желаемое под предлогом требования Мониторинговой миссии ООН по правам человека.
"Мониторинговая миссия ООН по правам человека в Украине (ММПЛУ) предоставила в отчете свои рекомендации по расследованию убийств во время акций протестов на Майдане. В нем Мониторинговая миссия акцентируетт на том, что в расследовании 98 убийств отсутствует прогресс в процессах об убийствах 43 человек", - сообщает пре-служба ГБР.
В числе главных препятствий для эффективного расследования преступлений, совершенных в период ноября 2013 – марта 2014 года, специалисты Миссии выделяют: неукомплектованность судов следственными судьями; недостаточное финансирование учреждений судебных экспертиз; закон об амнистии майдановцев, не позволяющий расследовать убийства правоохранителей.
При этом Мониторинговая миссия рекомендует Украине:
- обеспечить независимое и беспристрастное расследование всех без исключения убийств, совершенных во время протестов на Майдане Независимости в Киеве;
- изменить процедуру заочного производства, позволив пересматривать приговор суда после задержания обвиняемого;
- отменить "закон о неприкосновенности";
- обеспечить явку в суд подозреваемых и обвиняемых, освобожденных из-под стражи.
Исполняющий обязанности директора ГБР Александр Соколов подчеркнул: следственные подразделения Бюро должны учитывать рекомендации Мониторинговой миссии ООН в своей работе.
Напомним, осенью 2019 года Генеральная прокуратура Украины (сейчас Офис генерального прокурора – ред.) лишилась функций досудебного расследования, дела Майдана передали в специально созданное управление в Государственном бюро расследований.
В феврале 2020 года, генеральный прокурор, а тогда и.о. директора ГБР Ирина Венедиктова заявила о том, что для справедливого расследования дел Майдана нужно отменить закон о недопущении уголовного преследования его участников. Соответствующий закон приняли 21 февраля 2014 года – на следующий день после массовых расстрелов на улице Институтской.
Предложение Венедиктовой раскритиковал ее предшественник в кресле генпрокурора Руслан Рябошапка. Он назвал идею "юридическим абсурдом" и предложил внести изменения в действующий закон, которые позволили бы проводить расследования независимо от того, кого подозревают в преступлении. "Эта норма, в частности, касается невозможности собирать доказательства, хранить информацию. И эту норму необходимо исправить", - пояснил он.
Подробнее о расследовании читайте в статье Евгении Закревской "Суд по делу Майдана" для ZN.UA.