UA / RU
Поддержать ZN.ua

России выгоден долгий конфликт в Донбассе. Различия по обе стороны линии соприкосновения ежегодно усиливаются – Washington Post

Многие на оккупированной территории все больше склоняются в сторону РФ

Мало кто, скорее всего, отметит годовщину соглашения, которое стабилизировало войну в Донбассе. Минские соглашения от 12 февраля 2015 года разделили Донбасс. Украинская власть в Киеве контролирует западные районы Донбасса, в то время пророссийские боевики контролируют восточные районы, в том числе крупные города, Донецк и Луганск, а также границу с Россией, напоминает американская газета The Washington Post.

Что говорят о ситуации простые люди по обе стороны линии разграничения после почти семи лет раскола? Одновременной социологическое исследование в Донецкой и Луганской областях, а также в ОРДЛО, показало, что у двух групп населения очень разное отношение к войне и будущему территориальному статусу.

Донбасс на стыке многих конфликтов

Сегодняшний территориальный разрыв в Донбассе является результатом пересечения конфликтов трех разных масштабов. Во-первых, это геополитический конфликт между Западом и Россией из-за вестернизации устремлений Украины. Россия восприняла Евромайдан, в результате которого сбежал пророссийский президент Украины, как заговор против сферы ее влияния.

Второй конфликт между Киевом и Москвой связан с территориальной целостностью Украины. Российские войска аннексировали Крым в начале 2014 года. Россия также вторглась в Донбасс, когда в августе 2014 года ее войска отступали.

В-третьих, продолжает американская газета, это конфликт внутри Украины между различными взглядами на нацию и ее идентичность. 

Война принесла разрушения и раскол в Донбассе, погибло около 14 тысяч человек. Более 2 миллионов вынуждено бросили свои дома и уехали из региона: кто-то поехал на подконтрольную Киеву территорию, кто-то в Россию. Насилие, фактический раздел, экономическая депрессия и торговые блокады нанесли серьезный ущерб структуре региона, что привело еще к экологическим и гуманитарным кризисам. Политические репрессии, преступное насилие, контролируемые средства массовой информации и коронавирус только ухудшили ситуацию.

Как проводили исследование

Для оценки мнений в обоих регионах The Washington Post провела одновременные компьютерные телефонные опросы в сентябре и октябре 2020 года. Газета заключила контракт с двумя авторитетными исследовательскими компаниями - "Левада-центром" (Москва) по территории “ОРДЛО” и Киевским институтом социологии в контролируемом правительством Донбассе - на обработку одной и той же анкеты. В  опросе приняли участие около 1000 респондентов по обе стороны линии разграничения.

Здесь The Post сообщила о результатах двух ключевых вопросов: отношение к вине за конфликт в Донбассе и предпочтения в отношении будущего политического статуса ОРДЛО. Различия по всей линии соприкосновения драматичны и, по сравнению с предыдущими обследованиями, расширяются.

Кто кого винит?

Центральное место в любом конфликте - и, конечно, в урегулировании конфликтов - является приписывание вины, и мнения людей о возможных результатах. Две трети респондентов в ОРДЛО обвиняют в войне либо украинское правительство, либо Запад. Напротив, большинство подконтрольных Киеву территорий в равной степени винят собственное правительство и Россию.

В этих контролируемых правительством районах примерно равный процент тех, кто винит правительство в Киеве или Запад, как и российское правительство (23%). 32% в равной степени обвиняют российское и украинское правительства. Такое распределение вины было и в более ранних сравнительных исследованиях в регионе.

Что люди думают о будущем оккупированного Донбасса?

В контролируемом Киевом Донбассе подавляющее большинство считает, что оккупированные территории должны вернуться в Украину без особого учета автономии. Лишь небольшое число рассматривает альтернативные варианты независимости ОРДЛО или присоединения к России.

Напротив, в оккупированном Донбассе более половины респондентов хотят присоединиться к России, либо с каким-либо автономным статусом, либо без него. Менее одной десятой хотят независимости и только 12 процентов хотят реинтегрироваться в Украину.

Конечно, этот тип вопроса является чувствительным на таких территориях. Молодые люди и люди, которые идентифицируют себя как “русские”, с большей вероятностью выберут вариант присоединения к России.

Результаты этого опроса являются отрезвляющим чтением для всех тех, кто заинтересован в примирении и миростроительных усилиях в Донбассе, отмечает американская газета. Данные опроса, проведенного в 2019 году, показывали, что в ОРДЛО большинство населения поддерживает оставшуюся часть Украины. Последние результаты свидетельствуют о том, что время может быть на стороне тех, кто хочет конфликта.

Чем дольше кипит война, тем больше продолжается раздел, тем шире становится разрыв между мнениями людей. Это отвечает интересам политических элит как в ОРДЛО, так и в России. Стремление полностью вернуть Донбасс под контроль Украины на оккупированных территориях, похоже, угасает, хотя для подтверждения этого необходимы дальнейшие исследования. Чем дольше застопорится переговорный процесс «Минска-2», тем более неразрешимым становится этот конфликт, резюмирует Washington Post.

Шестая годовщина пресловутого «Минска-2» стала очередным подтверждением противоречивости и невыполнимости «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», навязанного нашей стране под давлением ситуации, сложившейся вокруг Дебальцево в феврале 2015 года. Подробнее, о чем фантазировали россияне на СБ ООН, и чем ответили западные партнеры Украины, читайте в статье Татьяны Силиной "«Минск» в Нью-Йорке".