Для временно оккупированных районов Донбасса необходим новый закон о люстрации, который будет введен в действие после восстановления украинского суверенитета над этими территориями, считает вице-премьер-министр – министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников. Он подчеркнул, что закон должен базироваться на стандартах ООН, передает «Интерфакс-Украина».
«Я думаю, что есть смысл писать новый закон…Сегодня в обществе есть большое внимание и возмущение, и просто так простить кого-то невозможно. Поэтому… нужно писать закон на основе и по стандартам ООН», - заявил Резников в пятницу, 22 января.
Вице-премьер пояснил, что считает необходимым ввести ограничения на право занимать определенные должности для лиц, который работали в оккупационной администрации, разделив их на несколько категорий.
«Если человек работает сегодня, например, в "МГБ", преданно служит оккупационному режиму, то он точно не может завтра работать в деоккупированном Донбассе или в Национальной полиции. Именно в этом будет заключаться ограничение в правах по люстрации», - уточнил он.
Для принятия решений о поражении в правах Резников предлагает создать специальный орган.
Вице-премьер также раскритиковал действующее украинского люстрационное законодательство, принятое после Революции Достоинства. По его мнению, оно принималось поспешно, а закон «писали на скорую руку».
«Мы проанализировали законодательство о люстрации после 2014 года. Оно было необходимо, но было достаточно тотальным, оно не давало возможности судебного контроля и не давало возможности человеку, в случае, если он считает, что его право несправедливо ограничили, поставить вопрос об отмене применения к нему люстрационных норм. Поэтому мы считаем, что тут судебный контроль должен быть для того, чтобы люди могли поставить вопрос, что его зря включили в ту или иную категорию, и он не должен под нее подпадать», - сказал Резников.
Он также отдельно отметил, что авторы законопроекта о государственной политике переходного периода в ОРДЛО после деоккупации сознательно отказались от термина «коллаборант».
В начале январи в Министерстве по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий сообщили о том, что завершили разработку законопроекта, который определяет особенности переходного правосудия в оккупированном Донбассе. Тогда Резников заявил о том, что главной задачей переходного периода и мирной реинтеграции является восстановление доверия между людьми. По словам министра, законопроект о переходном правосудии будет передан Верховной Раде в первом квартале 2021 года.
В свою очередь замгенпрокурора Гюндуз Мамедов заявлял о том, что Концепция переходного правосудия, которая находится на рассмотрении в ОПУ, должна стать рамочным документом, определяющим основные векторы государственной политики для решения последствий вооруженного конфликта.
По его словам, четырьмя основными элементами концепции являются: возмещение ущерба потерпевшим; привлечение к ответственности за тяжкие преступления; право на правду, в частности историческую; меры по недопущению конфликта в будущем. Мамедов также отметил, что все четыре элемента переходного правосудия должны работать в комплексе. В этом и будет залог успеха.
Как будет применяться принцип неотвратимости наказания к российским наемникам и военнослужащим? Будут ли наказаны украинские граждане, получившие российский паспорт на оккупированных территориях? Где могут судить высшее руководство России за военные преступления и преступления против человечности? Об этом читайте во второй части интервью Татьяны Силиной с заместителем генерального прокурора Украины Гюндузом Мамедовым. Первую часть интервью вы можете прочитать здесь.