UA / RU
Поддержать ZN.ua

После отказа от ассоциации партнеры Украины усомнятся в ее правосубъектности

Если государство за неделю до подписания заявляет, что на него оказывают давление, то у всех партнеров возникает вопрос: действительно ли оно является самостоятельным субъектом международного права.

Неподписание соглашения об ассоциации с ЕС в Вильнюсе стало крупнейшим внешнеполитическим поражением за всю историю Украины. Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Василий Филипчук.

Как отмечается, в материале, то, что случилось, несет в себе значительно большие угрозы для нашей страны, чем просто финансовые потери или недостижение цели. Решение правительства Украины от 21 ноября 2013 года создает угрозу сохранению за Украиной главного атрибута независимого государства и равноправного члена международного сообщества: международной правосубъектности и договороспособности, способности самостоятельно определять, вести и защищать собственную внешнюю политику.

Переговоры относительно Соглашения об ассоциации завершились, и в 2012 году он было парафировано. Актом парафирования все дискуссии относительно текста, условий, обязательств в рамках соглашения завершаются. Однако решение КМУ от 21 ноября приостановить процесс подготовки к заключению соглашения кардинально изменило ситуацию.

Для того чтобы выступать субъектом международного права, действующие лица (в нашем случае - государства) должны иметь определенные черты, к числу которых относятся способность вырабатывать, выражать и реализовывать автономную волю, принимать участие в принятии норм международного права и действовать согласно им. "Если же государство после этого вдруг, за неделю до подписания, заявляет, что на него оказывают давление, а для подписания ему нужны дополнительные средства, то у всех партнеров - и друзей, и врагов - возникают вопросы: а действительно ли это государство способно вырабатывать, выражать и реализовывать автономную волю? Действительно ли оно является самостоятельным субъектом международного права? Может, это какая-то новая форма протектората или зависимая территория, на которую нажали, - и она не защищается, а берет под козырек?" - задается вопросом автор статьи.

Поэтому наши партнеры в ЕС и за его пределами восприняли решение КМУ именно как исключительно политический шаг. Договороспособность - это способность государства вступать в договорные отношения и выполнять их условия всегда, а не только когда это выгодно. Суверенитет - это способность не только собирать налоги и тратить бюджет, но и защищать страну в случае внешней угрозы или давления.

"Не знаю, осознавал ли это Кабинет Министров, но своим решением он поставил под вопрос наличие в нынешней Украине обоих этих атрибутов. И следствия для международного имиджа страны, ее места на международной арене, для восприятия внешней политики Украины (отныне в ней будет сомневаться каждый наш зарубежный партнер) не завершатся саммитом в Вильнюсе. Восстановить восприятие государства как договороспособного, прогнозируемого, с которым можно садиться за стол переговоров и о чем-то договариваться, будет непросто, и случится это не скоро. Верить, что страна, которая так кинула ЕС, не кинет и других партнеров, будет очень трудно", - заключает автор.

Подробнее читайте в материале Василия Филипчука "Способность быть государством" в свежем номере "Зеркала недели. Украина". !zn

Читайте также:

Глава Европарламента надеется подписать ассоциацию с другим президентом Украины

Пленарное заседание саммита Восточного партнерства. Янукович - крайний во втором ряду

ЕС по-прежнему ставит освобождение Тимошенко условием ассоциации с Украиной