UA / RU
Поддержать ZN.ua

Подозрение Медведчуку и Козаку: главное

Медведчуку объявили подозрение в госизмене. При этом контрразведчики СБУ в сопровождении «Альфы» не смогли попасть в дом, где по оперативным данным, находился политик. Препятствием для них стали какие-то люди в черной форме, назвавшиеся охраной, и адвокаты.

Народного депутата Виктора Медведчука и его однопартийца из ОПЗЖ Тараса Козака подозревают в государственной измене и покушении на разграбление национальных природных ресурсов в оккупированном Крыму. ZN.UA собрало главное из того, что нужно знать об этом деле.

Обыски и подозрение

Во вторник, 11 мая, ZN.UA из источников в СБУ стало известно, что в доме, где сейчас проживает Медведчук с семьей, правоохранители пытались провести обыски. При этом охрана политика препятствовала силовикам попасть в дом, и утверждала, что их хозяина нет. Позже СМИ сообщили о том, что обыски прошли в нескольких домах подозреваемого, а также в его кабинете в офисе партии «Оппозиционная платформа – За жизнь».

В тот же день генпрокурор Ирина Венедиктова сообщила о том, что подписала подозрение не только Медведчуку, но и еще одному народному депутату из ОПЗЖ Тарасу Козаку. Им инкриминируют ст. 111 и ст. 438 Уголовного кодекса Украины. При этом Козака следствие считает пособником Медведчука. Лично никому из фигурантов вручить подозрение не смогли, так как местонахождение Медведчука неизвестно, а Козак находится в РФ.

Эпизоды дела

Пророссийским политикам объявили подозрение в трех эпизодах. Первый – передача оккупантам документальной и материальной базы месторождения «Глыбока» в Крыму.  В частности, с 2012 года предприятие с орбиты влияния Медведчука ООО «Новые проекты» имело разрешение на пользование указанным месторождением. Однако, в 2015 году, по данным следствия, Медведчук и Козак, с привлечением других лиц, незаконно перерегистрировали ООО «Новые проекты» на «Новые проекты РФ». Таким образом, фигуранты передали права на пользование месторождением оккупантам.

Второй эпизод касается передачи секретных данных о расположении скрытого военного подразделения ВСУ, его личном составе и боевой подготовке. Эту информацию Медведчук передал Козаку, который на тот момент уже находился в РФ. Следствие считает, что указанные данные предназначались российским спецслужбам.

Третий эпизод – это подготовка Медведчуком и Козаком проекта «Промінь». С помощью этого проекта планировалось вербовать украинцев для работы в интересах России.  На бумагах же организация должна была «тесно заниматься украинцами, которые едут для работы и учебы в РФ, налаживать сотрудничество и обмен человеческими ресурсами между нашими странами».

Реакция ОПУ и самого Медведчука

В Офисе президента заверили, что Медведчуку и его сообщникам «спрятаться не получится». Советник руководителя ОПУ Михаил Подоляк заявил о том, что фигурантам дела «придется пройти через следствие и судебный процесс, как это и предусмотрено законом».

В то же время сам Медведчук заявил о том, что якобы он находится в Украине, и не будет скрываться от следствия. Пророссийский политик считает дело политической расправой, а действия правоохранителей незаконными.

Читайте также: Брифинг Венедиктовой и Баканова по подозрениям Медведчуку и Козаку: онлайн

Напомним, что в феврале против Медведчука, его жены Оксаны Марченко и еще 17 человек в Украине ввели персональные санкции. Незадолго до этого начали действовать пятилетние санкции против телеканалов ZiK, NewsOne, «112 Украина» и их формального владельца – члена парламентской фракции ОПЗЖ Тараса Козака. Под санкциями также оказались самолеты Козака и Медведчука, на которых они регулярно летали в Москву в обход запрета на прямое авиасообщение с РФ. 

Также СНБО поручил вернуть в государственную собственность нефтепродуктопровод «Самара - Западное направление». По территории Украины проходит 1433 км нефтепродуктопровода. Участок нефтепродуктопровода эксплуатирует компания «ПрикарпатЗападТранс», которую связывают с Медведчуком.