На прошлой неделе за основу в первом чтении был принят законопроект №8222 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной службе» про внедрение единых подходов в оплате труда государственных служащих на основе классификации должностей».
С одной стороны, общество никогда не любило чиновников и считало, что они получают высокие зарплаты, ничего при этом не делая. Особо чувствительной и обоснованной является такая реакция сейчас, когда отдельные чиновники действительно заботятся не об интересах государства во время войны, а о персональном благополучии и комфорте. Но на самом деле лишь некоторые госслужащие получали космические зарплаты или были коррумпированными. На государственной службе много таких, у кого даже до войны среднемесячная зарплата была ниже 10 тыс. грн.
С другой стороны, с тех пор, как у нас есть ЦПАУ, мы видим, какой сервисной и крутой может быть страна, а общение с кем-то, выдающим тебе справку о регистрации или паспорт, — даже приносить удовольствие. ЦПАУ, кстати, не являются государственной службой, но можно себе представить: если так, как работают там, будет во всей системе на всех уровнях?
Почему законопроект №8222 — первый шаг на пути возвращения к реформе госслужбы?
Все просто и вместе с тем сложно. Если государство не знает, сколько, кому и за что оно платит, оно не контролирует систему госслужбы, следовательно, не может ждать от госуправления тех результатов, которые ему нужны. Нехватка «качественной информации и контроля над системой» особенно проблематична в контексте военного времени, когда страна должна сотрудничать с друзьями за границей и получать их финансовую поддержку, в том числе для покрытия текущих затрат государства, таких как зарплата государственных служащих.
А что нам глобально очень нужно сейчас?
Выиграть войну.
Сделать реальные шаги ко вступлению в ЕС.
Качественно восстановить Украину.
Какую роль в этом играет государственная служба? Фундаментальную. Госслужащие — это люди, благодаря которым государство функционирует непосредственно. По сути это руки государства.
Может ли законопроект №8222 решить все проблемы госслужбы? Нет. Станет ли он важным шагом к этому? Однозначно. Вместе с будущим возвращением к конкурсам при отборе на государственную службу. Но это отдельная тема для разговора.
Этот законопроект не об увеличении государственных расходов на государственных служащих, как кто-то мог бы подумать. Экономическая ситуация и положение нашей страны сейчас просто не позволят этого сделать, да и нет системы, в которой это было бы возможно.
А о чем же тогда законопроект и какие задачи он должен решить?
Во-первых, это об упорядочении системы и данных в госслужбе: кто работает в системе, что делает, как и почему, на основании чего будут построены расчеты, кто и сколько должен зарабатывать. У нас почти 170 тысяч государственных служащих, но государственная служба до сих пор не работает как единый работодатель с единым подходом к работникам. Происходит, скорее, феодализация системы оплаты труда, где отдельные сотрудники определенных учреждений могут получать больше, а некоторые — меньше за такую же работу. Так сложилось исторически, что единого подхода никогда не было.
Такое деление на «богатых» и «бедных» не соответствует принципу справедливости и не способствует ни эффективности, ни нашему евроинтеграционному курсу. Например, если мы говорим, что самая большая часть работы по вступлению в ЕС ляжет на определенные министерства и центральные органы исполнительной власти, уверены ли мы, что эта работа оплачивается соответственно? У нас просто нет ответа.
Во-вторых, на самом деле оплата многих госслужащих не настолько низкая, как может казаться снаружи. К сожалению, сайт государственных вакансий сейчас не работает из-за полномасштабной войны и рисков, связанных с этим. Но, если помните, в вакансиях всегда коммуницируется только базовый должностной оклад, а не полная зарплата, которую фактически получает госслужащий. Это рискованная история, ведь как можно с преданностью, удовольствием и без боязни панических атак работать на работодателя, от настроения или личной благосклонности которого может зависеть приблизительно половина вашей зарплаты (премии, различные доплаты)?
Кроме того, насколько логична и эффективна система, если стабильная половина вашей зарплаты является таковой лишь при условии пребывания на государственной службе многие годы, независимо от качества и результатов вашего труда? Для новичков на службе стабильная часть ниже 40%. В принятой редакции проекта закона №8222 предусмотрено, что размер негарантированной возможной месячной премии не может превышать 30% должностного оклада за год. Это серьезное изменение, для кого-то угрожающее, для кого-то — наоборот, но оно необходимо. И это то, к чему не дотянулся законодатель, когда принимал ключевой закон о государственной службе в 2015 году. №8222 не имеет цели отобрать то, что есть, его цель — сбалансировать и сделать прозрачным и более понятным то, что сейчас таким не является.
В-третьих, из-за войны финансирование для государственных органов и так сократилось, а нагрузка на государственных служащих выросла в разы. На сегодняшний день увеличение общих средств, которые тратятся на заработную плату, невозможно, поэтому нам просто необходим способ распределить эффективно то, что есть.
Ну и, конечно, удержание незакрытых вакансий для искусственной экономии фонда оплаты труда, где учреждения заинтересованы в создании и поддержании этих фейковых вакансий. До начала полномасштабного вторжения таких вакансий было больше 30 тысяч. То есть существующая система сама стимулирует ее участников действовать не по правилам, чтобы находить пути финансирования непрозрачных доплат госслужащим.
Почему мы должны действовать именно сейчас?
По оценкам европейских экспертов, оплата на госслужбе является самым слабым звеном в реформе государственной службы с самого ее начала. Если это не упорядочить, Украина никогда не построит профессиональную государственную службу с лучшими специалистами, которые будут способны восстанавливать Украину и приведут украинцев к членству в ЕС.
После войны нам уже будет нужен результат изменения системы, ведь впереди восстановление и вступление в ЕС. Надлежащее внедрение реформы оплаты труда, особенно с учетом влияния войны, требует времени для разработки и согласования. Если начать сегодня, есть шанс построить систему, которая может стать основой того, чтобы государство было лучшим работодателем через несколько лет после войны. Мы не должны потом выйти и упереться лбом в старые проблемы, потому что нам нужны профессиональные кадры, которые будут работать эффективно, а государство точно будет понимать задачу и компетенции этих людей. Сможем ли мы пополнить их ряды без реформы? Вряд ли.
Поэтому давайте так. Наступил момент не только говорить о глобальных изменениях системы, но и действовать. Разговоры о реформе государственного управления ведутся уже не год и даже не пять, но перезагрузить систему комплексно еще никому не удалось. Поэтому движемся хотя бы точечно, чтобы понять, кто конкретно в этой системе, сколько он сейчас зарабатывает, каковы его компетенции. Потому что не может государственный служащий получать зарплату в зависимости от того, насколько его государственный орган приближен к власти, — согласитесь, на таком велосипеде далеко не уедешь. А у нас с вами совсем другие