UA / RU
Поддержать ZN.ua

Парламентские партии через комиссии хотят отодвинуть от избирательного процесса других участников — Айвазовская

Здоровой конкуренции нет. Все лидеры общественного мнения вынуждены будут идти в партии. Или не идти и тогда не избираться.

Основная проблема в том, что процессом внесения изменений в Избирательный кодекс руководит исключительно элитная группа парламентских партий и фракций. Об этом говорит председатель правления Всеукраинской общественной организации «Гражданская сеть ОПОРА» Ольга Айвазовская для ZN.UA.

«Все остальные потенциальные участники выборов не имеют доступа к процессу принятия решения. И здесь изначально неравные условия. Предохранителем подобного развития событий являются как раз европейские международные стандарты, касающиеся запрета изменения законодательства за год до выборов. А именно: избирательной системы, территориальной организации выборов и способа формирования комиссий, — говорит Айвазовская. — Как будут организованы территории? Где будет находиться граница округа? Кто будет участвовать в формировании комиссий? Ничего этого потенциальные участники выборов до сих пор до конца не знают. Менее чем за два месяца до официального старта кампании».

Кроме пропорциональной партийной системы в громадах от 10 тысяч избирателей, серьезной проблемой, которую лоббируют депутаты в своих поправках к Избирательному кодексу, являются комиссии. Речь об абсолютно нелогичной норме, где парламентским группам, заключившим соглашение с какой-либо политической партией, гарантируется место в избирательной комиссии. Одна группа — одна партия. Плюс фракции. В случае принятия поправки, они будут иметь два гарантированных места в комиссиях всех уровней. И если, к примеру, в избирательной комиссии 17 человек, то 14, как вы понимаете, — уже заняты. И только три оставшихся места могут разделить между собой внепарламентские участники.

Очевидно, продолжает Айвазовская,  что вся предвыборная инженерия от партии власти заключается в стремлении сузить возможности для выдвижения несистемных кандидатов самостоятельно, а также в обоюдном стремлении парламентских партий и групп через комиссии отодвинуть от избирательного процесса других участников и потенциальных победителей. Здоровой конкуренции нет. Все эти шитые белыми нитками изменения в Избирательный кодекс проводятся исключительно в интересах парламентских партий и групп. Все лидеры общественного мнения вынуждены будут идти в партии. Или не идти и тогда не избираться.

Читайте также: Глава ЦИК о местных выборах — Прогнозировать что либо сложно, а готовиться в нормальном режиме — невозможно

Ще в квітні ЦВК визначила десять пунктів, які потребують невідкладного вирішення, інакше уникнути колапсу під час виборчої кампанії буде складно. Але влада, яка загралася в партизацію, тягне час. Взятий «слугами» в заручники Виборчий кодекс з чотирма тисячами технічних і політичних правок, - свідомий розклад в свою користь.
Однак сама компетентна команда в світі сильно ризикує. І може переграти сама себе, остаточно потягнувши на дно не тільки партійний, а й президентський рейтинг і поставити під загрозу всю виборчу кампанію, а заодно і країну. Подробиці читайте в матеріалі Інни Ведернікової "Місцеві вибори. У кого джокер?"