UA / RU
Поддержать ZN.ua

Международные стандарты оценки — справедливая компенсация потерь вследствие военной агрессии

Автор: Людмила Симонова

31 января Совет по международным стандартам оценки издал новую редакцию Международных стандартов оценки (МСО), которые станут обязательными для применения с 31 января 2025 года. Что это за документ и почему он так нужен Украине? Все очень просто: от него зависит помощь нашей стране для получения средств на восстановление, а еще — иностранные инвестиции.

Читайте также: Мало денег и много потребностей. Как расставить приоритеты в восстановлении Украины?

 

Международный арбитраж

Обычно любые компенсации являются предметом рассмотрения в международном арбитражном суде. И стоит понимать: арбитраж, как и другой суд, — это соревновательная процедура, когда две стороны выдвигают свои аргументы, а судьи выслушивают их и принимают решение. Вместе с тем суд изучает и отчеты об оценке имущества, и аргументы сторон в судебном заседании. Он получает свидетельство специалиста, который обосновывает стоимость имущества (то есть оценщика). Слово также имеет адвокат противной стороны.

Фактически же адвокат спрашивает, а специалист по оценке отвечает. Цель адвоката — доказать, что оценка имущества, выполненная противной стороной, фальсифицированная, ненадлежащая, ненадежная или предвзятая, и на нее нельзя полагаться.

Конечно, международный арбитраж очень широко опирается на Международные стандарты оценки, а именно: на самые важные принципы, заложенные в них: беспристрастность оценки имущества, являющегося предметом компенсации, и независимость оценщика (отсутствие конфликта интересов) и отсутствие каких-либо его действий в пользу одной из сторон.

Подчас пострадавшая сторона заходит далеко — хочет получить больше, чем на самом деле потеряла. Кроме того, есть еще другие потери, кроме имущества. Но здесь арбитраж все разделяет и настаивает: не смешивайте все в одну кучу, обоснуйте отдельно стоимость имущества и отдельно страдания людей.

Так уже было, если рассматривать компенсации после войны Кувейта против Ирака. Тогда, например, была определена фиксированная сумма компенсации за неожиданный отъезд людей из определенного места — 2,5 тыс. долл. Можно было подавать и другие обоснованные иски, например, по вопросам здоровья пострадавших.

Читайте также: Громады как кошелек государства, или Где брать деньги на войну?

Кстати, что касается компенсаций Кувейту, то комиссия ООН рассмотрела 2,7 миллиона претензий на сумму около 352,5 млрд долл. Но согласовала и обеспечила выплату компенсаций лишь для 1,5 миллиона претензий на сумму 52,3 млрд долл., остальные (примерно на 300 млрд долл.) не удовлетворила. Потому что нельзя требовать больше в надежде это получить. Нужно сразу требовать то, что справедливо с точки зрения двух сторон. Не стоит думать, что агрессор не придет в суд: придет и постарается воспользоваться любыми вашими ошибками.

В случае с Кувейтом был тщательно разработан прозрачный механизм выплаты компенсаций заявителям в соответствующем порядке и по приоритетности. Суммы начислили, согласно приведенным принципам оценки. Выплаты регулярно проверяли внутренние и внешние аудиторы. Именно так это должно происходить и в Украине.

Но, к сожалению, сегодня в Украине суды уже удовлетворяют иски против страны-агрессора с формулировкой требования: «Нам было от этого плохо, дайте нам 100 тысяч гривен». Надо понимать, что такие не обоснованные затратами на лечение иски не имеют никаких шансов на удовлетворение.

Что же касается стоимости утраченного или поврежденного имущества, то здесь без должного обоснования вариантов просто нет. Судебный процесс требует доказательств, и очень серьезных, а обоснование стоимости должно точно отвечать действующим МСО.

Кто-то может возразить, что в ситуации с Кувейтом решение принимал не суд, а специальная комиссия, назначенная ООН. Но принципы, которые применяла комиссия, отвечали принципам международного арбитража, который опять-таки считает, что компенсация должна быть справедливой и такой, чтобы вернуть пострадавшего в ту же позицию, что и до нанесения ему вреда.

Читайте также: Восстановление: одних только денег мало, нужны изменения в разрешительной и законодательной системах

 

Национальные и международные

Совет по Международным стандартам оценки объединяет заинтересованных в высококлассной, независимой, четко обоснованной оценке имущества. Это независимая неприбыльная организация, которая существует на спонсорские взносы, а ее члены отвечают за прозрачный и беспристрастный процесс разработки стандартов оценки.

Слово «стандарты» в этом случае применяется для определения своеобразных правил оценки. Впрочем, специалисты не хотят называть их законодательными нормами, потому что их невозможно сформулировать как 2х2=4. Речь идет о правилах, которые можно применить в тех или иных ситуациях, прописанных в стандартах.

В Украине разработаны и действуют Национальные стандарты оценки (НСО), обязательные для применения. Хорошо, что разработаны они на основе МСО и, несмотря на то, что это произошло еще 20 лет назад, в части определения рыночной стоимости полностью отвечают МСО.

Читайте также: Три шага к возрождению регионов Украины

Другой вопрос, что за это время многое изменилось, много нового появилось в Международных стандартах, и оно не освещено в Национальных. Поэтому в Украине следует перейти на МСО так же, как в свое время здесь перешли на Международные стандарты бухгалтерской отчетности — МСБО.

Кто-то может возразить, дескать, не лучше ли внести изменения в действующие Национальные стандарты? Ответ: нет, не получится. Национальные существуют уже 20 лет, и за это время в них никакие изменения не вносили. И это при том, что Международные стандарты меняются каждые два-три года. Очень похожей была ситуация с введением Международных стандартов бухгалтерской отчетности. В конце концов их вынуждены были принять как действующие.

 

Средства на восстановление

Следует четко понять, что стандарты оценки — это общий экономический язык инвесторов, которые вкладывают средства в Украину либо намерены это сделать. Когда вы говорите инвестору, что отчетность компании отвечает МСБО и МСО, он сразу понимает цифры в балансе, которые ему подают, понимает экономический контекст этих показателей. Конечно, инвестор будет проверять эти цифры, но для старта без них никак.

Очень важно, что стоимость, полученную по МСО, можно применять как доказательство в требовании компенсации. И это для нас очень важно. Потому что никто не будет выплачивать компенсации и репарации без должного обоснования стоимости.

Читайте также: Страхование инвестиций. Неожиданный взгляд правительства на проблему

Более того, конечно же, защищать стоимость будут в судебном заседании в случае обращения в арбитраж. И если сотни и тысячи или даже миллионы оценок сразу будут выполнены на высоком уровне, их защищать будет значительно легче и дешевле.

Оценка имущества необходима не только для получения компенсации, но и для привлечения инвестиций. Ведь многие страны в мире хотят помочь, особенно с такими социальными активами как детские сады, школы, больницы и др.

Важны они и для бизнеса, ведь сначала применить Национальные стандарты внутри страны, чтобы потом все менять, выходя на международные рынки, это, согласитесь, напрасная трата времени и денег. Да и стараться согласовать Национальные стандарты оценки с Международными — это тоже напрасный труд. Инвесторы не будут доверять НСО, сколько бы их ни старались убедить. Международные договоры имеют приоритет, а не наоборот.