UA / RU
Поддержать ZN.ua

Манипуляции закона №5655: Эксперт объяснил, как и почему работает строительная коррупция на местном уровне

Вместо упора на разработку детальных планов территорий (ДПТ) закон №5655 привязывает застройку к Генпланам и целевому назначению земли. Это позволит максимально расширить застройщикам возможность выбора, ограничив в правах общества.

Никакой современный комфортный для проживания город не может появиться без качественного предварительного планирования путем разработки градостроительной документации (МД). И важнейшей частью такой документации являются детальные планы территории, в частности, в Европе без ДПТ не может быть никакой застройки. Однако закон №5655 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформировании сферы градостроительной деятельности» предлагает в этом контексте превратить Украину в антиЕвропу, пишет Георгий Могильный в статье «Разделяй и властвуй». Почему в битве за реформу градостроительства стали врагами села и города» для ZN.UA.

«Зеркало недели» уже писало, что именно строительство и контроль над ним с сопутствующей коррупцией — надводная часть айсберга, которую все видят и могут легко обойти. А незаконная и хаотическая застройка в большинстве своем является следствием нарушения законодательства при разработке и утверждении градостроительной документации (МД). При этом системы государственного контроля над законностью разработки и утверждения МД в действующем законодательстве просто не существует, что, собственно, и приводит к появлению безумной коррупции в ОМС.

Автор объясняет, если удастся организовать разработку и утверждение качественной МД — можно получить идеально прозрачную и инвестиционно привлекательную систему контроля в строительстве, которая сводится к контролю над соблюдением технологических требований, а начинать законное строительство и выявлять наглые нарушения легко.

Однако есть несколько видов МД на местном уровне с разным уровнем детализации — комплексные планы, генпланы, зонинги и детальные планы территории (ДПТ). И от размера населенного пункта зависит, какой вид МД можно использовать для принятия решения о строительстве», – пишет Могильный.

Он предложил рассмотреть это на примере Генплана Киева, фрагмент проекта которого представлен на рисунке ниже. Коричневый цвет разных оттенков – это территории многоквартирной жилой застройки.

Генплан застройки Киева

По словам автора, на каждом участке в пределах зоны жилой (а это коричневые «пятна» на рисунке, где людей живет столько же, как в городах типа Полтавы или Чернигова) застройки можно построить жилой дом, но не на всей ее площади: жилые дома с придомовой территорией могут занимать примерно половину территории, другая часть необходима для социальной инфраструктуры, магазинов, парковочных площадок, проездов, скверов и т.д.

В то же время единственная МД, которая проводит распределение территории и определяет, где именно жилье, а где необходимые для полноценной жизни другие объекты, — это ДПТ. Как отмечает автор, если ДПТ нет, то всегда либо возникнет коррупция (чиновники в ручном режиме будут решать, кому из землепользователей разрешать построить жилье), либо все застроят жильем, которое невозможно обеспечить инфраструктурой, потому что свободной земли не останется.

«В цивилизованной Европе вопрос решили просто: нет ДПТ – нет новой застройки. Благодаря этому и города гармонично развиваются и коррупции при застройке нет. А законопроект №5655 предусматривает превращение Украины в некую антиЕвропу: возможность застройки привязывают к Генпланам и целевому назначению земли, чтобы максимально расширить застройщикам возможность выбора. Более того: согласно его положениям, нарушение функционального назначения территории не является основанием для отмены незаконно полученного разрешения и остановки строительства с нарушением МД», – пишет Могильный.

Он отмечает, что органы местного самоуправления оставляют исключительное право заниматься планированием территории, никакой системы контроля над законностью действий ОМС не создают, тем самым открывая возможность для коррупции, но создают для застройщиков возможность это планирование нарушать без согласования с местными чиновниками. При этом ОМС обязан за счет местного бюджета находить возможность надлежащим образом обеспечить незаконно построенное всей необходимой инфраструктурой.

Но если речь идет о селе или небольшом городе, то там такая проблема не возникнет — Генплан на их небольшую территорию может иметь детализацию, как ДПТ в большом городе, и активное строительство жилья там не ведется.

«Вот мы и получили первую причину разного отношения сел и городов к ЗП №5655. Заложенные нормы упрощают жизнь членам громады строящих для себя небольших населенных пунктов и не могут привести к ощутимым негативным последствиям. А для больших городов такой подход – катастрофа, что легко может превратить город в непригодный для проживания гетто, а в выигрыше будут только застройщики», – отметил Могильный.

Читайте также: Более 20 местных рад проголосовали за обращение к Зеленскому по ветированию закона №5655

14 декабря Рада минимальным количеством голосов – 228 из необходимых 226, – приняла в целом проект закона авторства главы партии «Слуга народа» Елены Шуляк. Как и предупреждало ZN.UA, голосование прошло без обсуждения. Монобольшинству удалось протащить скандальный законопроект благодаря депутатам, избранным от ныне запрещенной пророссийской «Оппозиционной платформы – За жизнь», в частности, Нестору Шуфричу и Александру Качному. Отметим, что петиция на сайте офиса президента о ветировании законопроекта всего за сутки набрала 25 тысяч подписей, необходимых для рассмотрения ее Зеленским.

В свою очередь Нацагентство по предотвращению коррупции заявило, что комитет ВРУ придерживался предоставленных рекомендаций не в полном объеме. В частности, в НАПК подчеркнули, что закон фактически вводит «принцип молчаливого согласия относительно восстановления права на выполнение подготовительных или строительных работ заказчиком/генеральным подрядчиком в случае, например, умышленного, с целью получения незаконной прибыли, неисполнения своих обязанностей уполномоченным лицом органа градостроительного контроля». В то же время, главным недостатком законопроекта в НАПК называют недостаточную открытость при его разработке с нарушением принципа прозрачности и учета общественного мнения.