После всколыхнувшего общество решения Конституционного суда об отмене статьи об ответственности за незаконное обогащение Конституционный суд высказал мнение, что отмена этой статьи не отменяет саму идею привлечения к ответственности за такие действия.
Как известно, реакция на решение суда была неожиданно неодобрительной: украинцы расценили ее как попытку дать возможность правонарушителям в этой сфере уйти от отвтственности. Ряд общественных организаций опубликовали на сайте Transparency International Ukraine заявление, в котором говорится, что, признав статью Уголовного кодекса о незаконном обогащении неконституционной, Конституционный суд Украины фактически принял решение об амнистии всех должностных лиц с сомнительным состоянием. Свою оценку решению КС дали и в Евросоюзе.
В то же время глава государства - президент Петр Порошенко в экстренном порядке внес в парламент законопроект об уголовной ответственности за незаконное обогащение.Он зарегистрирован в Верховной Раде. Документ получил номер №10110 и определен президентом как неотложный.
Уже появились первые критики президентского законопроекта: В Центре противодействия коррупции считают, что в случае принятия предложенного Порошенко закона факт преступления будет невозможно доказать в суде.
На фоне всего этого глава Конституционного суда Украины Станислав Шевчук сказал, что он сказал, что Конституционный судвыступает за скорейшее принятие нового закона, регулирующего норму о незаконном обогащении, и отмечает, что он должен базироваться на двух ключевых моментах, которых не было в прежней норме, передает Интерфакс.
Журналистам в четверг в Киеве С. Шевчук сказал, что Конституционный суд при принятии этого решения не высказывался категорически, а лишь указал на то, что норма, которая была сформулирована, не соответствует Конституции, и ключевой момент, который должен быть соблюден, – это принцип презумпции невиновности.
По его словам, для того, чтобы урегулировать сложившуюся ситуацию, Верховной Раде следует как можно скорее принять новый закон.
"Я знаю, что уже подан проект, и есть предыдущие проекты, которые позволяют выписать состав преступления о незаконном обогащении, при условии соблюдения Конституции. Сейчас это, как я понимаю, необходимо сделать депутатам", - сказал С.Шевчук.
Комментируя подачу президентом законопроекта, который регулирует норму УК о незаконном обогащении, и конкретизируя, каким образом должна быть сформулирована статья УК, чтобы она отвечала Конституции, глава КС сказал: "Я могу просто назвать два основных момента, на мой взгляд: незаконность обогащения должно доказывать государство, и это должно базироваться на доказательствах – нельзя привлечь человека к ответственности при отсутствии доказательств".
При этом он уточнил, что суд не отменял нормы о незаконном обогащении как таковой, и не отменял самую идею привлечения к ответственности за такие действия.
Вместе с тем С.Шевчук пояснил, что после обнародования решения КС о неконституционности эта норма утрачивает действие.
Комментируя решение Конституционного суда, глава МИД Павел Климкин уточнил, что оно никак не влияет на безвизовый режим, что сразу обеспокоило общество. Однако министр отметил, что этот вопрос должен быть урегулирован, иначе спровоцирует серьезный кризис доверия к Украине.
Напомним, 26 февраля Конституционный суд отменил статью Уголовного кодекса о незаконном обогащении. КСУ признал статью 368-2 неконституционной и противоречащей принципу презумпции невиновности. Решение было вынесено на закрытом заседании Большой палаты КСУ. Судья КСУ Сергей Головатый не поддержал решение.
Антикоррупционная инициатива EUACI сделала анализ отмененной статьи о незаконном обогащении и заявила, что аргументация Конституционного Суда об отмене закона сомнительна.
Из-за отмены закона Национальное антикоррупционное бюро будет вынуждено закрыть все уголовное производства в отношении должностных лиц, подозреваемых и обвиняемых в незаконном обогащении, а таких 65. Уведомления о подозрении по ст. 368-2 вручены экс-руководителю ГФС Мирославу Продану, первому заместителю главы СБУ Павлу Демчине, министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, экс-сотруднику ГПУ Дмитрию Сусу, экс-прокурору сил АТО Константину Кулику, главе Госаудита Лидии Гавриловой. Также зарегистрированы уголовные производства в отношении народных депутатов Вадима Рабиновича, Олега Ляшко, Евгения Дедйдея, Максима Полякова и других политиков и должностных лиц.
Ст. 368-2 предусматривала наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 10 лет с конфискацией имущества и запретом занимать определенные должности на срок до трех лет.