UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эксперт пояснил, почему медиасообщество с опасением относится к усилению Нацсовета и к регулированию медиа

Хотя сильный и независимый регулятор является общей практикой для развитых стран ЕС.

Медиасообщество с опасением относится к усилению Нацсовета и регулированию медиа в целом, хотя сильный и независимый регулятор является общей практикой для развитых стран ЕС. Об этом в своем материале для ZN.UA "Законопроект "О медиа": набор рисков и возможностей" пишет медиаюрист Института массовой информации Роман Головенко.

"Помним, что до февраля этого года значительную часть критиков проекта составляли явные или скрытые пророссийские медиа и общественные деятели (сейчас большая часть из них перекрасились и замолчали), чья риторика тогда вполне вписывалась в российский нарратив о власти «хунты» в Украине", – напоминает Головенко.

В то же время другая часть сообщества иррационально боится нового регулирования, потому что есть опыт цензуры времен Кучмы и примеры неадекватного поведения действующей власти, как, например, выбрасывание из «цифры» каналов, близких к политическим оппонентам. Но Нацсовет и медийное законодательство — это в целом плохие инструменты для введения цензуры: даже если Нацсовет будет предвзятым, то сможет разве что поморочить голову неугодным власти медиа, но ему не удастся зачистить информпространство.

В целом большой вопрос, что можно будет сделать, например, с каналами YouTube, — не блокировать же всю соцсеть из-за отдельных каналов в ней. Это одинаково касается как "оппозиционных" медиа, так и ксенофобского контента типа RT.

"Что давало возможность до широкомасштабного вторжения каждой новой нашей власти более или менее контролировать информпространство? То обстоятельство, что ведущие медиа (на тот момент большие телеканалы) являются не бизнесом, а олигархическими придатками, владельцы которых часто обменивали их лояльность к власти на какие-то выгоды для основного вида деятельности бизнес-группы, - пишет автор.- И сейчас проблема канала «Прямий» или «5 канала» (при смене власти названия каналов можно легко изменить) не в регулировании, а в том, что кто-то во власти (очевидно, не в Нацсовете) решил их «приглушить» вопреки всем нормам. Ведь в этом деле первичным является желание чиновника злоупотреблять, а не наличие/отсутствие какого-то регулирования. Кроме Нацсовета, есть еще куча государственных проверяющих и контрольных органов (ГНС, НП и др.), которые, в отличие от него, даже формально не отмежеваны от властной вертикали". 

Читайте также: Законопроект «О медиа» заточен под регулирование аудиовизуальных медиа и несколько игнорирует другие виды – эксперт

Больше материала Романа Головенко читайте по ссылке.