UA / RU
Поддержать ZN.ua

Доверие к антикоррупционному прокурору снизится, если его назначит Шокин - замглавы СБУ Трепак

Фигура антикоррупционного прокурора - "сверхважная" в системе противодействия коррупции.

Уровень доверия и легитимности антикоррупционного прокурора в глазах общественности снизится, если его назначит действующий глава ГПУ Виктор Шокин, в отношении которого есть масса претензий, считает первый зампредседателя СБУ-начальник управления "К" Виктор Трепак. Об этом он сказал он в интервью ZN.UA.

"Если исходить из интересов дела, то назначать антикоррупционного прокурора должен был бы не действующий, а новый генпрокурор", - считает Трепак.

Он подчеркивает: такой позиции придерживается "не из-за какого-то личного предубежденного отношения к В.Шокину". Трепак напоминает – к Шокину есть масса претензий со стороны общества, политикума, экспертной среды, международных партнеров, занимающихся вопросами борьбы с коррупцией.

"Все это объективно снизит уровень общественного доверия и легитимности (а они в данном случае критически важны) к антикоррупционному прокурору, если его назначит действующий генпрокурор", - поясняет замглавы СБУ.

Читайте также: Международная антикоррупционная миссия в Украине будет работать с ФБР и NCI - Яценюк

Фигура антикоррупционного прокурора - "сверхважная" в системе противодействия коррупции, подчеркивает Трепак: "Он не просто должностное лицо с огромными полномочиями, он еще и символ, и гарант настоящей борьбы с коррупцией. Это хорошо понимают как те, кто хочет результативного противодействия коррупции, так и те, кто хочет ее имитации, чтобы обезопасить себя и свое окружение".

Отсюда все эти проблемы, возникшие с формированием состава и работой конкурсной комиссии. По закону, из отобранных ею кандидатов антикоррупционного прокурора назначает генпрокурор.

Трепак также отмечает, что ситуация с противодействием коррупции после того, как Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) заработает "на полную", будет зависеть от нескольких моментов. Первое - от того, по каким принципам и насколько профессионально оно будет действовать. Во-вторых, от того, кого назначат антикоррупционным прокурором.

"Если это будет антикоррупционный прокурор по названию, а не по сути, то такой же будет и деятельность НАБУ. Ведь, несмотря на его очень широкие полномочия, НАБУ в своей деятельности полностью зависит от антикоррупционного прокурора, который будет санкционировать все мероприятия, проводимые сотрудниками НАБУ по документированию фактов коррупции и процессуальной реализации полученных материалов", - говорит замглавы СБУ.

Трепак поясняет, что положение о тотальной зависимости оперативного подразделения от прокурора, заложенное в Уголовный процессуальный кодекс, распространяется на отношения НАБУ и антикоррупционного прокурора.

"Речь идет о действующем Уголовном процессуальном кодексе, который, на мой взгляд, построен на концептуально ошибочных началах. Он предусматривает тотальный прокурорский контроль над деятельностью оперативных работников и служб. Оперативники не могут и шагу ступить без согласования с прокурором - процессуальным руководителем. Мы должны сообщать прокурору обо всех оперативных мероприятиях, осуществляемых в отношении коррупционеров. Это сразу ставит под угрозу всю оперативную разработку, поскольку в самом ее начале появляется дополнительный потенциальный источник утечки оперативной информации. И на практике во многих случаях через него происходит "слив" такой информации. Тем больше угроза, когда речь идет о документировании противоправных действий самих прокуроров. Кроме того, прокурор, если у него есть персональный или "корпоративный" интерес, может заблокировать реализацию дела еще на стадии оперативного документирования".

Он напоминает, что "процессуальное всесилие прокуратуры" было специально введено идеологами УПК, который принимался в 2012 году, - "именно тогда, когда Янукович завершал концентрацию политической власти в своих руках, а непосредственную власть над правоохранительными структурами он хотел сконцентрировать в руках самого преданного ему человека - тогдашнего генпрокурора В.Пшонки".

"Тогда и придумали эту прокурорскую узду, которую набросили на оперативников и следователей, - процессуальное руководство …> Чтобы иметь полную осведомленность о том, чем занимаются все оперативные службы, чтобы легче было их контролировать и использовать" - говорит замглавы СБУ. Хотя Конституция не предусматривает выполнения прокуратурой такой функции.

Януковича уже давно нет в Украине, а страна "продолжает работать по его идеологии", отмечает Трепак, подчеркивая необходимость "немедленного" изменения УПК.

"Тогда генпрокурором был Пшонка, теперь - Шокин, скоро придет кто-то другой. Но системно это мало что меняет. УПК надо менять немедленно. Надо восстановить процессуальную самостоятельность следователей и дать некоторую свободу для оперативной работы", - резюмировал Трепак.

Полнный текст интервью с Виктором Трепаком "Конфликт между СБУ и ГПУ существует" читайте в свежем номере "Зеркала недели. Украина".