UA / RU
Поддержать ZN.ua

Осудить Россию и не допустить новой войны: что обязательно нужно сделать Украине

О специальном судебном механизме и какой должна быть система правосудия, чтобы справиться с последствиями российской агрессии

Авторы: Гюндуз Мамедов, Надежда Волкова

Война — это серьезнейшее испытание для любой страны, ведь она несет сильнейшие страдания и невыносимую боль людям. Это также важный момент для рефлексии, какой должна быть Украина, чтобы восстановиться после агрессии, а также предотвратить похожую угрозу в будущем. Правосудие является ключевой составляющей поиска ответов на эти вопросы. Именно сейчас мы должны построить систему, которая справится с вызовами войны, защитит пострадавших и обеспечит ответственность виновных лиц.

Читайте также: Восстановление Украины. Региональный аспект

Война на территории Украины стала испытанием для государства, мира, но в первую очередь для всего украинского народа. Именно украинцы становятся жертвами ужасных последствий этих событий, нам придется с этим жить и восстанавливать страну, когда война закончится. Как это делать — вопрос экзистенциальный.

Для начала надо ответить на другой вопрос, а именно: как вообще стали возможными действия и поведение страны-агрессора относительно государства Украина и ее народа?

Getty Images

Обычно агрессию проявляют к тем, кто имеет и демонстрирует слабые места. Поэтому для нас как для нации эта война — также a wake up call, чтобы переоценить и инвентаризировать все, что делает нас недостаточно сильными для эффективного противостояния агрессии. И, поскольку эта война уже стала катализатором развития и упрочения национальной идентичности, мы должны осознавать свою ответственность и влияние на формирование процессов, касающихся развития государства после войны.

Читайте также: В Херсонской области сопротивление войскам РФ оказывается с первого дня оккупации и меняет свои формы – глава облрады

Правосудие — одна из «болевых точек» Украины

Правосудие должно быть не только признаком силы государства, но и работать как предохранитель разжигания любых конфликтов. К сожалению, за все годы независимости в Украине так и не была выстроена эффективная система правосудия: она не стала прозрачной, независимой, непредвзятой, справедливой. Она не стала мощной. А потому никогда и не пользовалась доверием людей. Согласно данным опроса Gradus Research, проведенного в апреле 2022 года, всего 2% граждан доверяют украинским судам.

После начала вооруженного конфликта в 2014 году довольно быстро стало понятно, что Украина имеет очень низкую состоятельность правосудия по таким масштабным преступлениям как военные преступления и преступления против человечности. За восемь лет удалось достичь некоторого прогресса по отдельным направлениям. Однако недостаток системного подхода с привлечением необходимых ресурсов, поддержки и внедрения лучших мировых практик привел к невозможности обеспечивать качественные и эффективные расследования, а также справедливое рассмотрение дел в соответствии с международными стандартами.

Это важно, поскольку тягчайшие преступления, а именно: военные, преступления против человечности, геноцид и агрессия — это преступления международные, к которым необходимо применять именно международные стандарты расследования и судебного разбирательства. Лишь в таком случае приговоры по этим преступлениям будут справедливыми в глазах не только национальной, но и международной системы правосудия.

1 июня 2022 года. Соледар, Украина
Getty Images

Так, процессы В. Шишимарина (убийство гражданского лица во время войны) и двух других российских военных — О. Иванова и О. Бабыкина (обстрелы Харьковской области), обвиненных в совершении военных преступлений, вызвали сомнение в качестве процессов как у украинского гражданского общества, так и у международного сообщества. Как следствие еще больше недоверия к «бренду» украинского правосудия.

Что делать?

Украинская система правосудия не первая столкнулась с такими вызовами. В мире есть множество примеров, более или менее успешных, на которые мы можем опираться. Но, конечно, бездумное копирование не сработает. Повышение состоятельности — это системное профессиональное развитие на всех уровнях, от следователей до судей, которое обеспечит достаточный уровень знаний и навыков для работы с тягчайшими преступлениями. Но только этого недостаточно. Необходимо надлежащее законодательство, регулирующее проведение расследования и рассмотрения этих дел. Современная система также требует передовой технической поддержки и оснащения.

Украинское правительство уже начало двигаться в правильном направлении. 3 апреля 2022 года президент Владимир Зеленский анонсировал создание «специального механизма правосудия». А в мае 2021 года Верховная Рада приняла закон, который гармонизирует национальный Уголовный кодекс с международным гуманитарным правом. Следовательно, первым шагом должно стать подписание президентом этого закона, чтобы он вступил в силу и мог применяться правоохранительными органами. К тому же законодательство до сих пор нуждается в дальнейших изменениях Уголовного процессуального кодекса в отношении сроков расследования, стандартов доказывания, приемлемых видов доказательств, обеспечения права на справедливый суд, защиты свидетелей и жертв и т.п.

Читайте также: Почему нашей стране необходимо ратифицировать Римский статут

В то же время Украине до сих пор не хватает ресурсов и постоянной практики расследования международных преступлений. Помочь здесь должно привлечение международных экспертов и партнеров. Однако большинство таких инициатив сегодня нескоординированы и имеют плохо выстроенное взаимодействие. Ответом на этот вызов является гибридный механизм правосудия, объединяющий национальный и международный элементы в единую упорядоченную систему.

Getty Images

Это позволит обеспечить доверие к расследованию и усилит уверенность в осуществлении судебного производства согласно международным стандартам. Доверие со временем становится залогом выполнения приговора. Такой опыт есть сразу у нескольких государств, переживших масштабные конфликты: Сьерра-Леоне, Камбоджи, Боснии и Герцеговины. Объединение национального и международного элементов, в частности и на уровне следователей, дает больше возможностей для передачи практического опыта, знаний и навыков. Гибридная модель обеспечивает независимость, прозрачность и беспристрастность правосудия. Что также увеличивает доверие к системе и ее легитимность в глазах всех вовлеченных сторон.

Дизайн механизма по такой модели тоже может быть разным. В Сьерра-Леоне и Камбодже правительство по собственной инициативе заключило договор с ООН о создании отдельных гибридных органов. В Боснии и Герцеговине создание Боснийских палат по военным преступлениям (Bosnian War Crimes Chambers) предусматривало отдельное звено системы правосудия, которое со временем было интегрировано в национальную систему. Механизм по Косово был создан при поддержке Европейского Союза. Все они имеют свои преимущества и недостатки. Дизайн должен отвечать потребностям и целям, которые должен удовлетворить и достичь механизм.

Развитие состоятельности национальной системы является так же ключевым приоритетом, как и осуществление правосудия в отношении по возможности большего количества тягчайших преступлений. К тому же международный элемент может решать проблемы, с которыми национальная система не справилась бы самостоятельно. Это ярко иллюстрирует пример Сьерра-Леоне. Именно при помощи международного элемента в специальном механизме удалось обойти проблему иммунитета, благодаря чему к ответственности был привлечен бывший глава другого государства — президент Либерии Чарльз Тейлор.

Развитие состоятельности национальной системы также увеличит эффективность работы Международного уголовного суда (МУС), который уже расследует ситуацию в Украине. Это позволит МУС сконцентрироваться на привлечении к ответственности топ-чиновников и выполнить свой мандат должным образом. Вместе с тем на национальном уровне будут обеспечены эффективные процессы правосудия в отношении среднего и низшего звена преступников. Так обеспечивается принцип комплементарности, когда МУС по сути дополняет национальную систему в процессах правосудия по ситуации в той или иной стране.

Альтернативный вариант развития системы на национальном уровне — создать специальные органы расследования военных преступлений по аналогии с антикоррупционными органами: Специализированную военную прокуратуру и Высший суд по военным преступлениям.

Прокуратура имела бы полномочия осуществлять общую координацию расследований дел о военных преступлениях и преступлениях против человечности. Суд рассматривал бы такие дела, а к отбору кандидатов можно было бы привлечь экспертов с опытом работы в международных военных трибуналах. Преимущество такого варианта — он не нуждается в изменениях в Конституцию и решений международных организаций. Однако основным вызовом будет обеспечение независимости такого механизма, а следовательно — и авторитета и легитимности судебных решений на международном уровне.

Эта война в который раз напоминает, как важно учиться на собственных ошибках и исправлять их. Только так мы сможем развивать сознание, укреплять национальную идентичность и развивать государство, где будем чувствовать безопасность и уверенность в собственных силах. Правосудие за тягчайшие преступления — один из многих элементов этого процесса, но без него дальнейшее развитие Украины будет невозможно. Поэтому важно находить и выстраивать эффективные механизмы. Опыт, который можно использовать, есть. Осталось найти мудрость и волю, чтобы эффективно его использовать.