UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что сказала Венецианская комиссия о судебной "реформе" Зеленского

Судебная власть уже распространяет заявления, что Венецианская комиссия положительно оценила и поддержала проект №3711, но эти заявления являются манипулятивными.

Авторы: Галина Чижик, Степан Берко

9 октября Венецианская комиссия заключила вывод о новом законопроекте Зеленского (проект №3711 "О внесении изменений в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" и некоторые законы Украины относительно деятельности Верховного Суда и органов судейского управления").

Судебная власть уже начала распространять заявления о том, что Венецианская комиссия положительно оценила и поддержала проект №3711. Но подобные заявления являются манипулятивными, ведь “Венецианка” поддержала необходимость быстрого запуска Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС), но отметила, что проект №3711 надо существенно доработать.

3711 - это уже вторая попытка президента реформировать суды: внедрение инициированного Зеленским обновления судебной власти в прошлом заблокировал Высший совет правосудия (ВСП).

В июне этого года Зеленский подал в парламент проект №3711, который предлагает новый порядок формирования ВККС, отменяет противоречивые нормы по сокращению и повторных проверках судей Верховного Суда, и еще больше усиливает позиции действующего ВСП.

Куда это нас ведет и что думает о новом президентском проекте Венецианская комиссия?

Скорость вместо системной реформы

Венецианская комиссия обеспокоена отсутствием единого комплексного подхода к реформированию судебной системы: законопроекты, которые подаются на рассмотрение парламента, являются точечными и спорадическими, а каждая новая власть пытается перестроить судебную систему под себя. Более того, из-за коррупции и отсутствия доброчесности исполнителей уже принятые законы часто не внедряются надлежащим образом.

Венецианская комиссия констатирует, что проект №3711 не является ни комплексной реформой, которая решит проблемы судейского управления, ни реализацией обязательств Украины перед ЕС и МВФ. Что важнее, "Венецианка" подчеркивает необходимость как можно скорее обеспечить доброчестный состав Высшего совета правосудия - в проекте №3711 об этом ни слова.

Впрочем, эксперты с пониманием отнеслись к нашим проблемам, вызванным отсутствием ВККС, а именно нехватке судей и замороженным конкурсам на должности в судах. Чтобы поддержать запуск ВККС, Венецианская комиссия предоставила свою оценку тем положениям проекта №3711, которые касаются формирования ВККС, а другие вопросы, касающиеся реформы Высшего совета правосудия, рекомендовала рассмотреть в рамках другого проекта.

О формировании ВККС

Венецианская комиссия в очередной раз поприветствовала привлечение международных экспертов в состав конкурсной комиссии, которая будет отбирать членов ВККС. Их участие, подчеркивается в выводе, будет способствовать доверию общественности к процессу и поможет избежать корпоративизма. Конечно, это должно быть только временной мерой, до момента качественного обновления судейского корпуса, который затем самостоятельно сможет обеспечить избрание честных и независимых членов ВККС.

Вместе с тем, эксперты "Венецианки" выразили предостережения относительно необоснованно широкого перечня международных организаций, которые могут номинировать экспертов в состав конкурсной комиссии, и рекомендовали придерживаться стандарта, введенного конкурсом в Высший антикоррупционный суд: тогда экспертов номинировали  организации, которые предоставляют Украине помощь в сфере противодействия коррупции на основании международных соглашений.

Не обошли вниманием члены Венецианки и участие в процессе формирования конкурсной комиссии Уполномоченного по правам человека, которую, согласно записям НАБУ, контролирует председатель ОАСК Вовк. "К процессу должен быть привлечен другой, независимый игрок", говорят эксперты.

Сама процедура конкурса должна гарантировать возможность членам комиссии оценить любую информацию о кандидате, включая информацию с ограниченным доступом и данные реестров, отмечается в выводе. Также эксперты рекомендуют, чтобы 8 из 16 кандидатов, избранных конкурсной комиссией, по возможности были судьями. Хотя, в условиях Украины такая модель может еще больше закрепить влияние судейско-олигархических кланов на систему правосудия.

Что касается роли самого Высшего совета правосудия, то Венецианская комиссия не рекомендует наделять его дополнительными или чрезмерными по отношению к ВККС полномочиями. Эти вопросы могут быть рассмотрены только в рамках комплексной реформы судейского управления.

О судьях Верховного Суда Украины

Венецианская комиссия положительно оценила положения проекта №3711, которые отменяют сомнительные нормы о сокращении количества судей Верховного Суда.

Что касается судей "старого" Верховного Суда Украины, который функционировал до реформы 2016 года, то они должны быть зачислены в штат "нового" Верховного Суда и пройти квалификационное оценивания в порядке, установленном законом.

О реформе ВСП

"Вопрос доброчестности членов ВСП является срочным и он должен быть решен без замедлений", - говорится в заключении.

В условиях отсутствия конкретных законодательных предложений, члены Венецианской комиссии делают очень важные замечания относительно будущего обновления ВСП.

Украина согласовала с МВФ и ЕС модель, которая предусматривает создание независимого органа с полномочиями по оценке действующего состава ВСП на доброчестность с последующим увольнением тех членов, которые не соответствуют критериям, и полномочиями проводить предварительный отбор кандидатов в ВСП, когда субъекты назначения членов ВСП рассматривают только те кандидатуры, которые предварительно отобраны независимым органом.

Во-первых, говорится в выводе "Венецианки", такая модель соответствует Конституции, которая в статье 131 предусматривает возможность создания других органов в судебной системе. Важно, чтобы этот орган не был частью ВСП и не зависел от него.

Во-вторых, эксперты отмечают важную роль международных экспертов в таком органе.

В-третьих, полномочия такого органа при назначении в ВСП должны иметь обязательный характер, чтобы на должности в ВСП могли претендовать только кандидаты, которые успешно прошли оценку такого независимого органа.

О нереформированном ОАСК

"Слава" об Окружном админсуде Киева докатилась и до Венецианской комиссии. В их выводе отмечается, что все дела касательно ВККС и ВСП должны рассматриваться только Верховным Судом как судом первой инстанции, и ни при каких обстоятельствах не ОАСК, который является "нереформированным". Кроме того, эксперты рекомендуют предоставить Общественному совету доброчестности право участия в делах касательно ВККС и ВСП.

Продолжение следует...

Ключевой посыл этого вывода Венецианской комиссии таков: Украине нужна доброчестная судебная власть, а проект №3711 этого не гарантирует. Поэтому эксперты предлагают исключить из законопроекта все положения, которые не касаются собственно ВККС или Верховного Суда, и параллельно как можно быстрее решить проблему недоброчестного ВСП.

Венецианская комиссия делает важный вывод о том, что не существует единственно правильной модели построения органов судейского управления. Этим она отвергла идею, которую так активно продвигает Высший совет правосудия - якобы существует некий обязательный европейский стандарт о том, что судьи избираются только судьями. Эксплуатируя эту идею, ВСП пытается сохранить контроль судейских кланов над системой. "Венецианка" же отмечает, что каждая страна может предусмотреть собственную модель судейского управления, важно только, чтобы такая модель обеспечивала независимость судей от политического и административного давления.

Хотя вывод Венецианской комиссии имеет для нас рекомендательный характер, именно от учета этих рекомендаций зависит, получим ли мы 1,2 миллиарда евро от ЕС.

Прошлогодние заигрывания Офиса Президента с западными партнерами закончились жесткой критикой и отказом европейцев участвовать в судебной реформе вообще. Сейчас Президент заявляет, что вывод Венецианки - "фундаментальный аргумент и для Верховной Рады, и для Конституционного Суда". Что ж, посмотрим.

Другие материалы автора Галины Чижик читайте по ссылке