Накануне 120-летия кинорежиссера и писателя Александра Петровича Довженко в "Зеркале недели. Украина" вышли две статьи, посвященные этому знаменитому человеку: историко-аналитическая - Олега Вергелиса и моя - сугубо мемуарная, поскольку я был хорошо знаком с Довженко в последний год его жизни.
Каково же было мое удивление, когда в следующем, юбилейном номере газеты я прочитал совсем неюбилейную публикацию профессора Юрия Шаповала, в которой он всячески пытался доказать, что Довженко - политический двурушник и антисемит. Не поверив собственным глазам, я еще раз перечитал статью и убедился, что Ю.Шаповал именно это и пытается доказать. И хотя оба обвинения идут вперемешку, стоит их разделить.
Во время наших довольно частых и, как мне кажется, откровенных разговоров я ни разу не слышал из уст Довженко антисемитских сентенций. Более того: он с уважением говорил о Григории Козинцеве и Михаиле Ромме. Само собой, печальное выражение Довженко, процитированное Шаповалом, о том, что на Киевской киностудии режиссерами преимущественно работают не украинцы, а "русские, грузины и евреи", свидетельствует не о его русофобстве и антисемитизме, а исключительно о беспокойстве из-за отсутствия кадров, способных создавать украинское национальное кино. Если даже поверить в правдивость приведенных Ю.Шаповалом слов энкаведистского стукача, Довженко сказал: "Кино сделалось пристанищем изгнанных из Москвы бездарностей, которым наплевать на украинскую кинематографию. Кино для них - "золотое дно!" К сожалению, это было правдой. Лишь в порядке исключения Марк Донской (родом из Украины) снял на Киевской киностудии два прекрасных фильма - "Радуга" и "Дорогой ценой", первый из которых видел и высоко оценил Довженко. Наконец, дело не в этническом происхождении режиссеров, а в их отношении к украинской культуре. Это подтверждается феноменом гениального армянина Сергея Параджанова, который стал продолжателем дела Довженко.
Я бы не обратил внимания на сентенцию Ю.Шаповала на кинематографически-еврейскую тему, если бы он не подтвердил (опять же, тенденциозными свидетельствами стукачей) антисемитизм Довженко в других местах своей статьи. Например: "За два дня до бегства белополяков из Киева... он рассказал мне, как убил кулаком одного еврея..." И дальше приводятся якобы такие слова Довженко: "Пока украинцы борются против Советской власти или стоят в стороне от событий, жиды все захватили. Хватит! Пора за ум взяться!" Следует принять во внимание, что донос писался, когда в органах работало немало евреев. Информатор прекрасно знал, какую реакцию это вызовет у чекистов. Убежден, верить доносу стукача об антисемитизме Довженко нет никакого смысла. К тому же, я хорошо помню его слова, что он ни разу никого не ударил и вообще никогда ни с кем не дрался!
Теперь о политическом двурушничестве. Сначала Довженко был "боротьбистом", то есть украинским левым эсером. Они исповедовали идеи, близкие к коммунистическим, но старались противостоять восстановлению Российской империи уже в "советской форме". Вместе с этой партией он попал в ряды ВКП(б), однако вскоре был "вычищен" и потом не пытался снова вступить в нее. Я не могу поверить Ю.Шаповалу, что Довженко, почти друга Сталина и Хрущева, кто-то посмел бы не принять в большевистскую партию. Просто он не делал таких шагов, а тогдашняя "мулька" о блоке коммунистов с беспартийными позволяла некоторым известным людям не вступать в ВКП(б). Это были кинематографисты Эйзенштейн и Довженко, композиторы Шостакович и Прокофьев, писатели Пастернак и Булгаков. Сталин относился к ним снисходительно и запрещал их уничтожать, хотя травить разрешал. На Довженко было написано множество доносов, но вождь на это внимания не обращал. Как говорила мне Юлия Ипполитовна Солнцева, одного чересчур усердного энкаведистского ненавистника Довженко Сталин даже наказал. В связи с этим как мог Довженко относиться к усатому тирану? Понятно, как и пишет Ю.Шаповал, с признательностью.
Меня очень удивила фраза Ю.Шаповала: "А вот и голос самого Довженко..." И дальше идет якобы цитата: "Коммунизм и фашизм - философские братья. И то и другое - тоталитарные режимы... Советская демократия - наибольшая ложь и фальшь, которые когда-либо знало человечество". Откуда Шаповал взял эти слова - непонятно. Если в дневниках Довженко, то надо было об этом сказать. Я читал эти дневники и что-то такого не помню. А если это фраза из доноса, то надо об этом четко написать. И вообще, как можно выстраивать образ человека на основе доносов?
Однако, серьезно рассматривая политические взгляды Довженко, можно сделать вывод, что они были в значительной мере национал-демократическими, почти такими, как у Тараса Шевченко, Ивана Франко, Михаила Коцюбинского, Леси Украинки, Симона Петлюры, Михаила Грушевского и даже Романа Шухевича и Степана Бандеры. Да-да, я не ошибаюсь. Взгляните на "Постанови ІІІ-го Великого збору ОУН" 1943 г. Цитирую: "В украинском национальном государстве народная власть будет считать народ исходной точкой и целью своей деятельности... Украинская народная власть все экономические ресурсы и всю человеческую энергию направит на построение нового государственного порядка, справедливого социального строя, на экономическое развитие страны и культурный подъем народа". И это полностью соответствовало мечтам Довженко.
Глубоко убежден, что он, как и большинство украинских интеллигентов, искренне верил в необходимость социалистических преобразований. Другое дело, что для будущего, как тогда казалось, прекрасного, государственного строя человечество не доросло и может никогда и не дорасти. К превеликому сожалению, такова уж природа человечества. Довженко не желал мириться с этим и призывал людей к совершенству. Но это был глас вопиющего в пустыне.
Мне кажется, что преступным был не сам акт объединения крестьян в колхозы, чему и посвящен всемирно известный фильм Довженко "Земля", а зверские методы, которыми это осуществлялось. Даже с учетом того, что политическая основа фильмов Довженко была ошибочной, все же они гениальны. Смотря "Землю", забываешь, что это апологетика коллективного хозяйствования, но обращаешь внимание на пантеистические эпизоды, за которые в начале 1930-х годов компартийная критика уничтожала Довженко. Снимая своего "Ивана", он искренне верил, что Днепрогэс действительно изменит к лучшему жизнь украинцев. И пусть даже Довженко штурмовал завод "Арсенал" в рядах войск УНР, он мог потом относиться с уважением к его защитникам и с определенной иронией - к лидерам Украинской революции, которые не смогли отстоять независимость не только по объективным причинам, но и из-за нерешительности и нечеткости политических ориентиров.
Всем известно, что фильм "Щорс" был снят по заказу Сталина. Но в нем Довженко высказал не столько сталинское, сколько свое личное мнение о событиях гражданской войны. Может, он и ошибался, но ошибался искренне. Тогда многие верили в праведность коммунистических идей.
Я убежден, что вершиной творчества Довженко был бы фильм "Зачарованная Десна", если бы его снял он, а не Юлия Солнцева. Досадно также, что он не осуществил постановку "Тараса Бульбы" и "Украины в огне". Творческий потенциал был огромен, но, к сожалению, полностью воплотить его он не смог. И он очень от этого страдал. Именно это и свело художника преждевременно в могилу.
Если энкаведистскому информатору Александр Петрович действительно говорил: "Для того чтобы исчезла ложь, раньше должен исчезнуть страх", то все же следует учесть, что страх был небезосновательный: миллионы людей пошли на каторгу и казнь. Легко теперь их обвинять в трусости... В Святом Писании сказано: "Не судите да не судимы будете". Юрий Шаповал отважился судить Александра Довженко, поэтому не стоит обижаться, что будут судить и его.