Нынешнее лето напоминает скорее осень. Когда опадает листва, когда птицы улетают в теплые края… Потому что сейчас в теплые края летят наши украинские дети, которые выехали с родителями за рубеж и остаются еще на некоторое время в тамошних школах. Как надолго, время покажет. Но первого сентября они не придут в свою украинскую школу. Уже миновал первый шок, когда люди только выехали в чужую страну, спасаясь от войны, когда долго колебались, идти или не идти в зарубежную, когда цеплялись за родную школу, как за мостик, который соединяет с мирной жизнью.
Сейчас за границей находится около двух миллионов украинских детей. Которых мы учили, на которых возлагали надежды, чьим успехам радовались и о чьем украинском будущем мечтали. Мы благодарны за помощь правительствам стран, приютивших украинские семьи. Но вместе с тем понимаем, что светлые головы украинской молодежи теперь пополнят зарубежные гимназии (а потом, возможно, и университеты, и научные лаборатории), а их родители — рынок труда (потому что социальные выплаты не вечны). И это выгодно странам, принимающим украинских беженцев. Они заинтересованы в их интеграции. А мы?
Есть опасение, что тех, кто заберет документы из родной школы, будет много. По предварительным данным, которые мы получили в неофициальном разговоре с восемью директорами киевских школ разных районов и разного уровня престижности (не претендую на репрезентативность выборки), может уйти от трети до половины школьников.
Кто-то ждет, «когда закончится война или более-менее устаканится на фронте». Другие считают обучение в украинских школах опасным, потому что в большинстве нет бомбоубежищ. Кого-то пугает экономический кризис: «Если мы вернемся сейчас в Украину, нам просто не на что будет жить и оплачивать коммуналку». А кто-то хочет окончить зарубежную школу, чтобы поступить в иностранный университет.
Очевидно, что власть понимает масштабы катастрофы. Потому что из Минобразования разослали школам рекомендации не заказывать учебники для учеников и учителей, «которые вынуждены сменить свое местожительство (пребывание) в период военного положения». Речь идет об учебниках для 5-х классов, потому что именно их печатают в этом году. Ну что ж, экономия может быть существенной. Хотя недаром говорят, что скупой платит дважды. Как можно было решить проблему учебников, читайте здесь.
И это далеко не все последствия вынужденной миграции украинцев. Проблема, которая ждет наши школы и о которой мало говорят, — это возможное сокращение учителей. Части педагогов могут указать на двери, потому что для них не будет работы.
Если количество детей уменьшится, то сократится и количество классов, а значит — и учителей. «В нашу школу всегда трудно было попасть, мест не хватало. Сейчас, опросив родителей, мы подозреваем, что вместо 40 классов наберем реально максимум 20. И если они будут маленькими по наполняемости, то на группы классы делить не будем. А это означает, что учителя еще и здесь потеряют часы нагрузки, а следовательно, зарплату».
Уже в июне будет проведена так называемая комплектация учителей (приблизительное распределение рабочей нагрузки на следующий год). Это означает, что черную метку об увольнении кто-то может получить уже сейчас, перед отпуском. И с чем он останется летом? С отпускными, которые в этом году обещают быть меньшими. Потому что по законам военного времени официальный отпуск будет длиться не 56 дней, как всегда, а всего 24. И не факт, что после него будет зарплата — некоторые учителя жалуются, что неофициально их заставляют писать заявление за собственный счет. При том, что им и так сейчас урезали зарплату — надбавки и доплаты. Как сообщили в Минобразования, финансовый ресурс для выплаты зарплат учителям весьма ограничен, ежемесячная образовательная субвенция уменьшена на 17%, и это подталкивает местную власть к таким решениям.
И это еще не все возможные финансовые потери для учителей. Сейчас, согласно закону о полном общем среднем образовании, в классе должно быть не более 24 школьников в начальной школе и 30 — в старшей. Если больше, открывается новый класс. Минимальная наполняемость — пять учеников. Хотя, если честно, в городе я еще не видела классов с пятью учениками.
Но в парламенте уже проголосовали в первом чтении законопроект, который отменяет норму о рамках наполняемости классов. Это означает, что в одну аудиторию можно будет посадить сколько угодно учеников — хоть 40, хоть 50, хоть и больше. Дескать, это важно для городов, которые приютили беженцев и чьи школы переполнены. Но есть и другая сторона медали. Если местная власть захочет еще на чем-то сэкономить деньги, кроме зарплаты учителей, она может укрупнить классы. А это значит, что некоторые учителя будут лишними.
О качестве образования при этом промолчу. Вы когда-нибудь пробовали преподавать в классе, где 50 учеников? Представьте, как там можно донести какие-то знания, получить фидбек, уделить каждому внимание и реализовать все плюшки «Новой украинской школы»?
Даже Главное экспертное управление Верховной Рады в выводе к законопроекту выказало беспокойство, что для дистанционки отмена нормы наполняемости классов — это нормально (хотя это спорное утверждение, если думать о качестве), а для очной формы обучения нужно учитывать объективные возможности размещения учеников и необходимость обеспечения проведения образовательного процесса. Ну, ничего, у нас еще есть проходы между рядами, спортзалы и коридоры, на крайний случай.
Но если учителей сократят, кто будет учить детей, которые выехали за рубеж и хотят учиться дистанционно в украинских школах? Надо учитывать, что они смогут посещать наши уроки только во второй половине дня, потому что утром у них занятия в иностранной школе. Но в вечернее время в нашем школьном расписании занятий нет. Потому нужны дополнительные занятия, а это дополнительные часы и учителя. Потому что такая работа должна оплачиваться.
Возможно, есть смысл официально открывать в школах дистанционные классы с отдельным расписанием и даже отдельной интенсивной программой (чтобы уроки были не каждый день). Но все это учителя должны организовать уже летом: составить план занятий, подготовить контент. А они не смогут сделать это во время отпуска за свой счет.
И еще один момент. Представим, что семьи с детьми начнут возвращаться из-за рубежа в Украину после первого сентября — всякое в жизни бывает. И что будет ожидать их здесь — у них не будет ни учебников, ни учителей?
Мы должны понимать: чем хуже качество образования будет у нас дома, тем больше детей останется за рубежом. И мы недосчитаемся профессиональных медиков, инженеров, ученых и других таких нужных нам специалистов.
Наше образование понесло потери еще до войны. Уже два года у нас его суррогат — дистанционное обучение из-за ковида. Мы же не будем обманываться относительно его качества? Теперь проблем прибавилось. Чтобы справиться с этими вызовами, нужны учителя. Без них никуда.
Больше статей Оксаны Онищенко читайте по ссылке.