Вот уже пять недель Национальный медуниверситет обходится без ректора В.Москаленко. Хаоса, вопреки ожиданиям, не случилось, все идет своим чередом. Преподаватели ведут занятия, а студенты не только занимаются в аудиториях и на клинических базах, но и устраивают по выходным "мозговые атаки" - ищут оптимальные варианты решения накопившихся за десятилетие проблем.
Не будет преувеличением сказать, что многочисленный коллектив вуза с нетерпением ждет, чем закончится двоевластие. Комиссия Министерства здравоохранения, куда вошли также преподаватели и студенты, закончила проверку финансовой деятельности университета за последние несколько лет и передала результаты министру О.Мусию. В медуниверситете считают, что теперь мяч на поле министра - ему решать, как долго ректор будет пребывать "в экзиле".
Приказ об отстранении В.Москаленко от должности ректора остается в силе, и пока тот находится на больничном, ситуация выглядит спокойной.
Но только внешне. На прошлой неделе было предпринято несколько попыток не просто забрать мяч на свое поле, но и забить пенальти с критического расстояния, не считаясь с правилами. Массмедиа надеялись получить обещанные В.Москаленко комментарии, но вместо него пресс-конференцию на тему реформирования медицины и дальнейшей судьбы НМУ устроили его адвокат И.Владинов, профессор В.Бардов и экс-министр Н.Полищук, много лет возглавляющий кафедру нейрохирургии. Но не в НМУ, а в НМАПО им. Шупика. Преподаватели, хорошо знающие своих коллег, не удивились их позиции, а студенты, поверившие, что Майдан стал чистилищем для всех нас, не могли скрыть своего удивления и разочарования. Они тут же выложили в Интернете видеозапись, на которой профессор Бардов весьма резко отзывался о стиле руководства В.Москаленко, хотя на пресс-конференции он курил ему фимиам.
Н.Полищук тоже высоко оценил организационный талант своего коллеги - экс-министра В.Москаленко. По мнению Николая Ефремовича, удержать ситуацию в медуниверситете и обеспечить его развитие очень сложно. С этим не может справиться ни хороший врач, ни даже хороший хирург (очевидно, намек на и.о. ректора Е.Амосову) - эта задача по плечу только министру. Учитывая, что медуниверситетов в Украине больше, чем экс-министров, желающих занять кресло ректора, можно считать, что НМУ сказочно повезло.
Похоже, старшее поколение медиков сильно недооценивает своих будущих коллег, которые чувствуют себя в Интернете как рыба в воде. Студенты тут же нашли интервью Полищука, когда он возглавлял профильный комитет в Верховной Раде, и выставили его на всеобщее обозрение: "В.Москаленко никогда не работал в высшем учебном заведении (а очень уж хочется и побыстрее), вот он и совершил фальстарт. Обрушился всей своей мощью, особенно мощью тех, кто за ним стоит…
Основные участники будущего конкурса на должность ректора НМУ - теперь подчиненные и.о. ректора В.Москаленко. Можно их наказать, можно отозвать, можно проверить, можно посулить пряник, медовый или шоколадный, скажем, в виде рекомендации в члены-корреспонденты или академики АМН Украины, а можно найти и "законные" способы наказать, придержать... Думаю, что этим сейчас и занимается и.о. ректора НМУ В.Москаленко. Отпуск всем проректорам задержан, организованы проверки, проводятся беседы с членами приемной комиссии, проректорами и деканами. Список выборщиков на конференцию трудового коллектива изучается. Кто может быть "за", а кто "против", и как этот ненавистный список поменять, как туда ввести "достойного и своего". ("Два ректора в одном кресле", "Зеркало недели", №30, 2003 г.)
Наверное, многие преподаватели помнят, как все это происходило. Сегодня используются те же методы. Но угощают не простыми пряниками, а тирамису: кому-то обещают место завкафедрой, кому-то аспирантуру для ребенка, а взамен сущий пустяк - подписать письмо в Минздрав с требованием вернуть законно избранного ректора. Ходят слухи, что сладкие предложения пришлись по вкусу почти половине преподавателей. В.Бардов обнародовал на пресс-конференции список подписавших, вместивший около полусотни фамилий. Не получилось массовой акции в защиту ректора, если учитывать, что в НМУ преподают 142 профессора, 204 доктора наук, 382 доцента и 855 кандидатов наук.
В арсенале остается еще один метод защиты - суд. В университете целый месяц спорят - подан иск или нет. Адвокат И.Владинов на пресс-конференции развеял все сомнения: "Отстранение от должности ректора Москаленко было произведено с грубейшими нарушениями устава НМУ и КЗоТ. В связи с этим приказ обжалуется как неправомерный. В Окружной административный суд Киева подан административный иск "Про визнання наказу про відсторонення неправомірним".
В.Москаленко будет судиться с Министерством здравоохранения, а НМУ - третья сторона без самостоятельных требований.
Как сказано в иске, Министерство должно ответить за то, что В.Москаленко "внаслідок незаконного відсторонення був позбавлений права на отримання заробітку, внаслідок чого змушений був прикладати додаткові зусилля для організації свого життя та сім'ї. Також постійні хвилювання про те, як матеріально забезпечити себе та сім'ю, тримали позивача в постійній нервовій та психологічній напрузі".
Требования истца просты: отменить приказ МЗ об отстранении, восстановить его на должности ректора, а также компенсировать материальные и моральные потери. Для этого судья требует от Минздрава предоставить копию контракта, справку о среднем заработке В.Москаленко и т.д.
Бюрократическая машина медлительна, пока Минздрав будет собирать копии и справки, времени пройдет немало. Помочь суду (хоть сегодня!) готова комиссия, подготовившая отчет по итогам проверки финансовой деятельности НМУ.
В официальной справке с печатью и подписью бухгалтерии, предоставленной комиссии, указано, что "ректору В.Москаленко за период 2010–2013 гг. начислено доходов в общей сумме 3 751 866,67 грн. Структура зарплаты состоит из основных начислений (оклад, обязательные доплаты и надбавки), а также начислений за научно-исследовательские работы и ежеквартальных премий в размере 0,5% от поступлений, полученных университетом в качестве оплаты за обучение. Это предусмотрено п.4.2 контракта с ректором".
Проверяющие, ссылаясь на документы, подчеркивают, что такое вознаграждение должно выплачиваться только в том случае, если ректор выполнил все обязательства, указанные в разделе 3 контракта. Список длинный - это выплаты зарплат, стипендий, других социальных платежей и т.д.
Говорят, что комиссия работала в условиях саботажа и круговой поруки, когда каждый документ добывался с трудом. Но даже за эти две недели выявили немало документов и фактов, заставляющих усомниться в том, что информация в отчетах ректора соответствует реальному состоянию дел.
Например, пункт 3.10 контракта предусматривает создание современного спортивно-оздоровительного комплекса для студентов. По утверждению членов комиссии, они не получили документов, подтверждающих строительство такого объекта, но в отчете ректора за 2013 год все в порядке - комплекс функционирует. Не все же в курсе, что речь идет об оздоровительном лагере "Медик", который был современным в прошлом веке.
По мнению ревизоров, не выполнен и пункт 3.22, касающийся экологической программы. Обнаружить таковую при всем старании не удалось, хотя в ежегодных отчетах говорится об успешном подписании и выполнении договоров на проведение научных исследований по данному направлению.
Обязательное условие пункта 3.14 - целевое и эффективное использование средств общего и специального фондов. У ревизоров возникли сомнения в том, что 1 млн 16 тыс. грн были потрачены именно так. Невзирая на то, что в НМУ есть своя типография, раздаточный материал для выставок и семинаров заказали на стороне, не пожалев на это более миллиона гривен. При этом нет никаких документальных доказательств того, что буклеты и прочее действительно были розданы на различных мероприятиях.
Особый вопрос - стипендии. Даже краткосрочная проверка выявила, что в медуниверситете стипендии назначают не по правилам, а по понятиям. Если у студента средний балл 4 и выше, по правилам он должен получать стипендию. Но есть такое понятие, как экономия бюджетных средств. Из-за нее 7 студентов медфакультета №4 и 23 студента медфакультета №3 остались без стипендии. В университете 11 факультетов, так что количество пострадавших, по мнению ревизоров, намного больше.
Комиссия считает невыполненными также пункты 3.18 и 3.19 контракта.
Впрочем, никто не мешает предоставить необходимые документы, доказывающие, что все требования были выполнены точно и в срок. Наверное, это позволит внести в отчет необходимые коррективы. Но пока этого не произошло, комиссия пришла к единому мнению - ректор нарушил требования контракта.
Конечно, никто не верит, что ректор допустил это специально. Как можно при таких тесных контактах с министром здравоохранения Р.Богатыревой допустить даже мысли о нарушениях?! Такой контроль со стороны Минздрава! Студенты, часами ожидавшие гостью на входе, подсчитали, что только в прошлом году она нанесла 13 визитов. Если вычесть каникулы и праздники, получается, примерно дважды в месяц высокие гости посещали парадные аудитории и местное "межигорье". Интересно, хоть раз чья-нибудь нога в дорогом башмаке переступала через порог общежитий медиков, выглядящих как бараки на окраине промышленной зоны? Странно, что кафедра социальной медицины не ужаснулась грибку на стенах и потолках, дырявым полам, облупленным кухням и душевым и не потребовала от ректората незамедлительно привести жилье для студентов в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами. Неужели в ректорате не поддержали бы справедливые требования ученых-гигиенистов? Обратились бы всем коллективом к заведующему кафедрой - пусть он действует, добивается решения проблем студенческого жилья.
Почти месяц коллектив ничего не слышал о своем ректоре. (Приходили какие-то делегаты в камуфляже и масках - кто с деньгами, кто с оружием. То пугали активистов, то с кавказским акцентом предлагали поговорить "по-хорошему". Кто ж знает, откуда они?)
Поэтому с такой радостью студенты и преподаватели читали открытое письмо ректора В.Москаленко, которое кто-то случайно увидел на его страничке в Интернете.
"…Ми зобов'язані пам'ятати подвиг героїв, які віддали за свою державу найдорожче.
Студенти та викладачі нашого університету зробили все від них залежне, щоб зберегти життя пораненим. Багато з нас допомагали Майдану як лікарі і перш за все як громадяни України.
…Так само як хтось хоче розділити нашу країну,дехто намагається посіяти хаос та безлад у нашому навчальному закладі. Невдовзі я повернуся з лікарняного і ми відновимо розвиток нашого університету і навчальний процес.
Шановні друзі! Я разом зі своїми колегами та студентами готовий надалі працювати на розвиток навчального закладу. Завжди був, є і буду на вашому боці".
Студенты тут же откликнулись на предложение ректора в экзиле начать широкий диалог. "Вопрос Виталию Федоровичу. Ни для кого не секрет, что 6-й курс перед экзаменами скидывается по 500 гривен с человека "на экзамены". В сумме с факультета на один экзамен выходит около 12к (12 000) гривен. На 5 экзаменов - около 60к (60 000). Хотелось бы узнать, на что идут эти деньги? Неужели наши профессора так много едят? Или мы платим за право сдать экзамен? I. P."
Представители медуниверситета, входившие в комиссию, тоже подключились к диалогу. Они высказали особое мнение в связи с результатами проверки, нарушив торжественно-душевный стиль ректорского письма.
"Учитывая резонансность и общественную значимость событий, считаем необходимым обнародовать результаты работы комиссии, чтобы о них узнали не только члены ученого и наблюдательного советов, но и весь колектив НМУ, - объясняет позицию сопредседатель комиссии Александр Хижняк. - Сроки были очень короткими, потому далеко не все успели проверить. Необходимо продолжить экспертизу недостроенных объектов - общежития №8 на улице Заболотного, лабораторного корпуса на проспекте Победы, 34, а также оценить реальную стоимость ремонтных работ в отдельных помещениях НМУ".
Исходя из результатов проверки, комиссия пришла к выводу, что ректор НМУ В.Москаленко нарушил целый ряд условий контракта (№209 от 17.09.2003 г.), подписанного с Министерством здравоохранения. В первую очередь, речь идет о пунктах 2.7, 3.18 и 3.19, что может служить основанием для досрочного расторжения контракта.
Злые языки вообще утверждают, что 0,5% за каждого контрактника платили незаконно, поэтому ректору придется вернуть их любимому университету.
Профессора, чьи фамилии оказались в письме в защиту ректора, считают, что ситуацию должен разрулить министр. Кто еще может взять на себя такую миссию? Кстати, вспомнили, что в свое время О.Мусий прекрасно зарекомендовал себя в реанимации, говорят, у него удивительное профессиональное чутье. А поскольку он выпускник НМУ, то, может, займется реанимацией альма-матер?! Коллектив уже устал от неопределенности и раскола. К сожалению, узнать о намерениях министра после его ознакомления с результатами проверки было невозможно - статья готовилась в то время, когда правительство проводило внеочередные заседания.
У студентов тоже немало вопросов и к министру, и к ректору. Они перечитывают открытое письмо В.Москаленко и каждый раз спотыкаются на фразе "Багато з нас допомагали Майдану як лікарі і перш за все як громадяни України".
Активисты, почувствовав настроенность ректора, как он пишет, на широкий диалог со студентами, готовятся к этому событию - уже проштудировали КЗоТ, по совету друзей-юристов перечитали некоторые решения Верховного Суда. И огорчились за свого ректора. Оказалось, больничный - не самый надежный метод сохранения должности и всего, что к ней прилагается. Совсем недавно, в 2013 году, Верховный Суд пришел к выводу, что запрет на увольнение во время больничного или отпуска, установленный ч. 3 ст. 40 КЗоТ, не распространяется на увольнение по причинам, предусмотренным контрактом. Например, за прогул, случившийся ранее, нельзя уволить во время больничного, а за нарушение контракта - легко. Мало того, эти правовые позиции обязательны к применению всеми судами Украины. Юристы разъяснили, что даже согласия профсоюза в этом случае не требуется: уволили за нарушение положений контракта - выдайте расчет и трудовую книжку. И все. Человек может снова подавать документы на выборы.
Против этого Верховный Суд не возражает.
P.S. Когда статья была сверстана, поступила информация, что в НМУ состоялось расширенное заседание Ученого совета университета, на котором также присутствовал отстраненный ректор В.Москаленко. Однако он покинул зал еще до оглашения отчета о результатах работы комиссии МЗ по комплексной проверке деятельности университета.
После обсуждения отчета состоялось анонимное голосование Ученого совета за отзыв В.Москаленко с должности ректора НМУ. 46 членов Ученого совета из 58 присутствующих проголосовали за отзыв В.Москаленко с должности ректора НМУ.