UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мониторинг: задача со многими неизвестными

В зависимости от того, на каких условиях учащиеся будут обеспечиваться сборниками, можно будет выдвигать гипотезы относительно намерения провести мониторинг именно теперь, а не, что было бы логично, до того, как утверждалась новая редакция Государственных стандартов.

Автор: Павел Полянский

…На одном из интернет-форумов я натолкнулся на отчаянное учительское: "Обложили мониторингами, как матюгами на базаре!". Такой всплеск эмоций касается проведения в школах мониторинга "остаточных" знаний учащихся соответственно подписанному еще 17 июля, но обнародованному лишь в начале сентября приказу МОН №995 "Некоторые вопросы мониторинга качества общего среднего образования". Им предусмотрено проведение с 14 по 25 октября 2013 г. мониторинга качества образования по результатам обучения учащихся в начальной и основной школе. Мониторинг будет проведен среди учащихся 5-х классов за курс начальной школы (1–4 классы) по четырем предметам (украинский язык, русский язык, математика, Я и Украина (гражданское образование), основы здоровья - комбинированный тест; для учащихся 10-х классов за курс основной школы (5–9 классы) по 11 предметам (украинский язык, украинская литература, история Украины, всемирная история, алгебра, геометрия, биология, география, физика, химия, технологии). Для учащихся, изучающих иностранный язык с 1-го или 2-го класса, - еще и иностранный.

У учителей сразу же возникают вопросы. Например, такой: зачем тогда весной те же самые учащиеся сдавали государственную итоговую аттестацию? И такой: неужели мониторинг по русскому языку в октябре должны проходить абсолютно все? Включая тех, кто только с сентября начал его изучать? Есть и другие неизвестные в этой задаче.

Почему до сих пор медлят с опубликованием приказа? То ли в связи с процедурой согласования в Минюсте, то ли по каким-то другим причинам. По замыслу организаторов, в случае успешного проведения такого исследования должны появиться, с одной стороны, определенная информация о состоянии среднего образования, а с другой - желательный фон к министерскому отчету на парламентских слушаниях "Доступность и качество общего среднего образования: состояние и пути улучшения", назначенных Верховной Радой Украины на 23 октября 2013 г.

Но сама идея проведения мониторинга возникла не сейчас. И к тому же, ее уже закрепили законодательно. Намерения воплотить ее также были. В частности, приказом МОН №985 от 28 октября 2009 г. "Об изучении уровня учебных достижений учащихся общеобразовательных учебных заведений по украинскому языку, математике и истории Украины" было предусмотрено провести в апреле 2010 г. изучение уровня учебных достижений учащихся 3-х, 5-х, 8-х, 10-х классов по украинскому языку, математике и истории Украины. Последовательность шагов была такой: обучение инструкторов - создание творческих коллективов по разработке задач - разработка инструментария исследования - совещание при участии проректоров (заместителей директоров) институтов последипломного педагогического образования по вопросам мониторинга - проведение мониторинга в школах - аналитический отчет.

Никаких сборников задач мониторинг 2010 г. не предполагал. Вместе с тем его проведению предшествовали и обучение инструкторов, и разработка инструментария исследования, и активное участие институтов последипломного педагогического образования по вопросам мониторинга, и, что важно, исследование должно было завершиться составлением аналитического отчета.

Однако уже 29 марта 2010 г., через неполных три недели после назначения на должность, новый министр образования и науки под поводом "неудовлетворительного уровня подготовки исследования" и ради "избежания перегрузки" школьников приказом №267 отменил приказ своего предшественника. Скорость, с которой был определен "неудовлетворительный уровень" подготовки мониторингового исследования, и забота, чтобы дети не "перегрузились", поражали.

Но идея предшественника относительно проведения мониторинга в невыпускных классах в этом году была реанимирована и представлена как "новация". И что же теперь мы имеем?

Даже если дети до середины октября еще не "перегрузятся", то график десяти контрольных работ для десятиклассников эту ситуацию "исправит": 14 октября - украинский язык; 15-го - алгебра; 16-го - биология; 17-го - иностранный язык; 18-го - химия; 21-го - история; 22-го - геометрия; 23-го - география; 24-го - физика; 25 октября - технологии. Да еще и дополнительно следует будет заполнить анкету. Наверное, ежедневные (!) контрольные работы - это такая оригинальная форма заботы о здоровье школьников. И учителей тоже, ведь они должны будут во внеурочное время без дополнительной оплаты все эти работы проверять.

Алгоритм организации и проведения мониторингового исследования, который есть в приказе №995, алогичен и противоречит последовательности шагов, прописанных в постановлении правительства. В документе, утвержденном правительством, предусмотрено, что сначала определяются методы проведения мониторинга и критерии оценивания, и только потом проводится сам мониторинг, и оцениваются его результаты.

Согласно же приказу МОН все должно происходить с точностью до наоборот: сначала (до 15 сентября) разрабатываются сборники задач, потом проводится мониторинг (14–25 октября) и обобщаются его результаты (до 15 января 2014 г.), и только после этого, через полмесяца (до 1 февраля 2014 г.), - завершается разработка инструктивно-методических материалов для проведения мониторинга и обобщаются его результаты (?).

Выходит полнейшая бессмыслица: педагоги на местах будут проводить мониторинг, оценивать ответы учащихся и обобщать результаты, а киевские инструкции относительно этого появятся уже после того, как все закончилось... Из текста приказа даже невозможно понять, кто должен обобщать результаты мониторинга - педагоги в регионах или кто-то другой. Пунктом 2.1 приказа эта работа возложена на Институт инновационных технологий и содержания образования МОН Украины вместе с Национальной академией педагогических наук Украины. А тем временем п. 3 обязывает Министерство образования и науки Автономной Республики Крым, управление образования и науки областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций "обеспечить обобщение результатов мониторинга по присланным инструктивно-методическим материалам и передачу Институту инновационных технологий и содержания образования необходимых информационных материалов"...

Но ведь, как мы видим, инструктивные материалы по проведению мониторинга запланировано подготовить уже после завершения самого мониторинга и обобщения его результатов. То есть тогда, когда они уже никому не будут нужны. Значит, как говорят, "в свинячий голос"... В отличие от тех, кто может усомниться, предполагаются ли вообще в таком случае настоящая проверка и обобщение результатов, или это для подписанта приказа - дело второстепенное (цифры могут быть объявлены любые, а сам проект имеет первоосновой коммерческую составляющую), автор уверен, что намерения чисты, как слеза младенца.

Естественно, для родителей важен вопрос, кто будет платить за мониторинг в целом и за сборники в частности. В п. 13 Порядка проведения мониторинга качества образования указано, что "мониторинг проводится исполнителями в пределах средств, предусмотренных им в соответствующих бюджетах, а также за счет других источников".

В приказе МОН вопрос об источниках и объемах финансирования организации и проведения мониторинга среди учеников 5-х и 10-х классов оставлен без внимания. Однако учителя поставлены перед фактом: дескать, поскольку в процессе обобщения результатов будут сканироваться только оригинальные бланки из сборников задач, копировать бланки ответов и анкет не разрешается. Довольно выразительный факт на фоне заявлений о едва ли не стопроцентной информатизации и "интернетизации" образования...

Финансовая составляющая крайне важна, принимая во внимание, что нужны значительные средства, по меньшей мере, на две ключевые статьи затрат:

оплата труда (авторские гонорары) членам рабочих групп (92 чел.) по разработке сборников задач;

допечатная работа над сборниками, которым в приказе уделено так много внимания, покрытие затрат на печать и доставку сборников.

Учителя также должны были бы получить дополнительное вознаграждение за проверку заданий мониторинга, но, вероятно, их работу будут считать... проверкой тетрадей, и, стало быть, дополнительно не будут оплачивать.

Могут быть и другие статьи затрат - в зависимости от того, каким будет технологический формат проведения мониторинга: использование специальной техники для сканирования "закрытых" заданий, проверка "открытых" заданий и т.п. Собственно, поскольку в приказе ничего не сказано о технологических параметрах проведения мониторинга и обобщении его результатов, а инструктивно-методические материалы для проведения мониторинга и обобщения его результатов, согласно приказу, появятся только после подведения итогов, то любые размышления на эту тему будут лишь предположениями.

Естественно, родителей, прежде всего, будет интересовать вопрос об условиях распространения сборников заданий. Поскольку бюджетные средства на подготовку, печать и доставку пособий не предусмотрены, этот вопрос - не из риторических. В зависимости от того, на каких условиях учащиеся будут обеспечиваться сборниками, можно будет выдвигать гипотезы относительно намерения провести мониторинг именно теперь, а не, что было бы логично, до того, как утверждалась новая редакция Государственных стандартов.

В случае, если школьники будут бесплатно обеспечены сборниками, оснований для возможных упреков в адрес организаторов относительно их финансовой непорядочности не будет. При условии, что мониторинг будет проведен на высоком уровне, а не способом, определенным в приказе №995, появится информационный повод рапортовать о том, что "впервые" и "в отличие от предшественников" сделано такое важное и не менее чем "революционное" дело. Поскольку дело это действительно важное.

И все же, кто-то должен платить. "Другими источниками" могут быть либо чьи-то частные средства, либо "добровольные пожертвования" издателей, которые эти сборники будут издавать. Однако не исключен и второй вариант - сборники за собственные деньги будут покупать родители. Но такой шаг был бы, с одной стороны, незаконным, учитывая бесплатное среднее образование, а с другой - политически рискованным: несложно предвидеть, какой будет реакция родительской общины на такое "полюдье".

То, какой, в случае, если развитие событий пойдет по второму варианту, будет цена одного сборника, и будет определять, чем же на самом деле является мониторинг: бизнес-проектом или политическим - этакой акцией, призванной "неопровержимо доказать", что "новые революционные стандарты" и всяческое такое другое "впервые" подняли наше образование куда-то там очень высоко.

Средняя себестоимость одного экземпляра сборника может составлять около 5–6 грн. Если для удобства подсчета принять за основу 5 грн, то экономическая составляющая будет такой:

5-й класс - 397 700 учащихся х 4 предмета х 5 грн = 7 млн 954 тыс. грн;

10-й класс - 256 тыс. учащихся х 11 предметов х 5 грн = 14 млн 80 тыс. грн.

Таким образом, общая стоимость сборников составляла бы свыше 22 млн грн. Что касается проекта в целом, то цифра была бы еще большей, ведь добавились бы доставка сборников в школы и творческие гонорары 92 членам рабочих групп по их разработке.

Эти несложные подсчеты сделаны здесь совсем не с целью заглянуть в чужой карман, а исключительно для того, чтобы на основании цены, по которой могут реализовываться пособия, определить, бизнесовым или образовательно-политическим проектом является запланированная акция.

Есть ожидания, что средства "найдутся", и родителей не будут принуждать платить за сборники. Например, местная власть централизованно будет закупать их за внебюджетные средства или другим способом. В случае же, если сборники все же будут реализовывать, то здесь важен вопрос цены. Если цена окажется большей 5–6 грн, то это будет свидетельствовать о попытке и заработать на мониторинге, и нажить на нем политический капитал. Если же реализация будет происходить по себестоимости (5–6 грн), то это будет означать, что речь идет об обретении не финансового, а только политического капитала.

Правда, родителям школьников от этого радости мало: семья пятиклассника должна будет вынуть из кошелька 15–20 грн, а десятиклассника - 55–60 грн. Вероятно, процент "отказников" может составлять едва ли не половину родительского "контингента", и, таким образом те, кто вложил бы в проект деньги, не компенсировал бы значительную часть затрат.

Но, как говорят, "это уже такое...". До начала кампании осталось немного времени, и общественность будет иметь возможность провести собственный мониторинг октябрьского мониторинга. Все неизвестные из задачки к тому времени уже станут известными.