UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как учителю избежать выгорания. Советы психолога

Автор: Ирина Королец

Учебный год у учителей заканчивается не 31 мая и начинается не 1 сентября, ведь к нему еще нужно готовиться. Конечно, быть в отпуске длиной в летние каникулы учителям никто бы не позволил.

Но мне жаль, что когда учителя выходят из отпусков, они не только планируют будущий учебный процесс и знакомятся с учениками, но иногда помогают обустраивать классы и укрытия, красят стены в школьных коридорах и делают кучу другой работы, отнюдь не связанной с образованием детей. А потом к ним приходят администрация и чиновники и «принимают» школу — готова ли она к началу учебного года. Но на самом деле это учителя должны прийти перед 1 сентября и «принять» школу под ключ: насколько она приспособлена для обучения детей и насколько безопасна в случае воздушных тревог, есть ли в ней бомбоубежище.

Честно говоря, нагрузка на учителей сумасшедшая: подготовка учебного материала, усвоение новых методов преподавания, очередных новых учебников. А еще есть дети, которым нужна адаптация, поддержка, помощь в новой школе. И, конечно, их родители, которые не становятся менее требовательными. Они начитанные, современные (а у некоторых уже есть заграничный опыт учебы) и… уставшие. Усталость никогда не способствовала сочувствию и пониманию.

Читайте также: Что происходит с учителями?

Как учителю не растерять свой ресурс и не допустить выгорания? Сейчас пришло время вспомнить советы психологов о профилактике выгорания, красных флажках и карте ресурсов. Но сегодня я хотела бы обратить внимание на один не менее важный пункт в сохранении психологического здоровья, а именно — организацию рабочего времени учителя.

Например, в школах Германии есть четкое распределение ролей между работниками. Учителя, проводившие урок, не отвечают за детей, когда те идут на уличную прогулку на большой перемене или в столовую. Они в это время отдыхают. У каждого из работников школы есть свой участок ответственности, и его не нагружают дополнительными заданиями. Например, психологи и социальные педагоги не подменяют учителей в случае их отсутствия. Это о понимании профессиональных компетенций и обычных потребностей людей. Отдых учителя — это учет потребностей прежде всего человека, а потом — работника, который несет большую ответственность за детей.

Методический день педагога, когда он может не присутствовать в школе, — это его право на образование и повышение квалификации. И это право могут получить не только те, кому это позволит администрация и школьное расписание, а каждый, кто в этом нуждается.

Кстати, в Германии даже день, когда учителя выходят на акции протеста, оплачивается, и дети в этот день не идут в школу. Потому что это право учителя — требовать для себя хорошие рабочие условия и оплату труда. Страдает ли от этого образование детей? Нет. Потому что все эти мероприятия руководство учитывает заранее, составляет график, предупреждает родителей (за 1,5 месяца) и предлагает альтернативный вариант, если ребенка не с кем оставить дома. Например, привезти на учебу или просто группу продленного дня… в другую школу.

В период пандемии поднимали тему важности заботы руководства о работниках. Давно уже есть статистика, подтверждающая, что государству дешевле побеспокоиться о профилактике здоровья работников, чем оплачивать их лечение. Ведь это не только несет большие траты на оплату больничного, — страдает и качество труда. А снижение качества труда учителя в конце концов приводит к снижению качества образования.

Высокий уровень профессионального стресса, который испытывают учителя, связан не только с нагрузкой на них, но и с текучестью кадров, количеством лет преподавания, размером класса, удовлетворенностью работой. Конечно, имеет значение возраст, семейная ситуация и навыки саморегуляции. И все же, согласитесь, работать намного легче, когда есть четкий график работы, спланированные даты отпуска, просторный светлый кабинет, заработная плата поступает вовремя, есть вся необходимая канцелярия и комната отдыха.

Читайте также: Откуда у вас возьмется второе дыхание, если и первого не было?

Но выгорание и сохранение ресурсов учителя зависит не только от его руководства, но и от него самого. Что же учителя могут сделать для себя сами? Вот несколько советов.

Планируйте свою деятельность и сообщайте родителям о планах заранее — ярмарке, родительском собрании, нововведениях, поездке и т.п. И не нужно об этом постоянно напоминать в родительских чатах, бесконечно отписывать в частные сообщения, в ответ на вопрос: «А что надо сделать?». Один раз напечатайте сообщение с информацией об этом событии, сделайте копии, раздайте всем детям и скажите вернуть их с подписями родителей. Так вы разделите ответственность с родителями, которые, со своей стороны, будут иметь время перестроить планы и сэкономить время на переписку в чате и напоминания.

Родительский чат. Вы действительно должны там сидеть весь свой рабочий день? Тратить на переписку перерывы и вечера? Нет. Донесите родителям информацию о том, что вы не можете немедленно реагировать на все сообщения. Для этого есть экстренные службы и секретариат.

Также нужно попытаться свести к минимуму использование личного телефона для рабочих целей. Это сэкономит ваше время и убережет от распространения недостоверной информации. Лучше переведите общение в рабочую электронную почту. Там хранятся все разговоры с родителями, а следовательно, и все договоренности. Также следует обсудить с родителями временные границы, когда вы готовы общаться на рабочие темы. Звонки и сообщения в 22 часа или в 6 утра — неприемлемы.

Ребенок не пришел в школу? Ну, давайте честно, вы должны извещать о прогулах ребенка социальные службы. Те должны выяснять обстоятельства. В чьих интересах сообщить учителю заранее (!) о том, что ребенка в школе не будет? Или что ребенок болеет? Правильно, родителей. Поэтому расскажите им об этом правиле. А еще лучше — сделайте памятку и каждому раздайте.

Заботливые родители хотят иметь время поговорить с вами об успешности ребенка. Чудесно. Назначьте им день, когда они могут это сделать. И это время вы впишете в свой рабочий план. Это не должно происходить в коридоре, на ходу, во время вашего перерыва да еще и в присутствии других родителей.

Поглощенные заботами родители не пришли в назначенный день поговорить о делах ребенка? И не попросили перенести встречу на другой день? Передайте информацию об этом школьному социальному педагогу. У него больше знаний и возможностей выяснить и отреагировать на разные потребности в семье ребенка.

Читайте также: Эпидемия усталости

Не стыдно говорить «нет». Ведь вы не отвечаете отказом. Вы говорите об условиях, в которых это возможно или нет. Условия — это не об ограничении. Наоборот — это об эффективности вашей работы. Даже больше, вы тем самым научите выставлять границы тех людей, которые их нарушают. Потому что, вероятнее всего, их границы тоже кто-то попирает и они не знают, как этому противодействовать.

Подумайте, можете ли вы еще что-то сделать для организации своих будничных процессов? Есть ли идеи, которые нужно озвучить руководству на совещании? Есть ли определенные привычки, которые помогают вам начать и закончить рабочий день? А что помогает вам оставить все сложности и вопросы на работе и не думать о них во время семейного ужина?

Начало учебного года — это замечательная возможность изменить все то, от чего вы страдали в прошлом году. Иногда это требует намного больших усилий. Но, с учетом перспективы, это может быть хорошей инвестицией в свой покой.