Сейчас в нашей стране нет абитуриентов, которые хотели бы изучать в учреждениях высшего образования физику. Кроме этого, нет учителей, которые могли бы эффективно подготовить школьников, нет и тех, кто мог бы подготовить учителей физики, и политической воли что-то менять в этой сфере тоже нет, пишет учитель физики Заслуженный учитель Украины Александр Трилис в статье "Небоскреб на песке. Как школьников научить физике".
Автор статьи объясняет, как в сложившейся ситуации обучать и воспитывать специалистов-естественников (инженеров, химиков, физиков, биологов).
Трилис отмечает, что для того, чтобы население имело базовый уровень знаний в области физики, необходимо реализовать на практике следующие три идеи:
- Создать запрос на технических специалистов. Это приоритетное направление.
"Создание большого количества высокооплачиваемых рабочих мест для инженеров, технологов, ученых (что интересно, такие есть, их много, но об этом мало кто знает). Создание в СМИ истории успеха — образа молодого человека, который получил хорошее техническое образование и благодаря этому спас мир, победил зло, заработал, наконец, денег...Ценность специалиста-технаря приведет к пониманию ценности тех, кто может такого специалиста подготовить, а не наоборот", - подчеркивает педагог.
- Учитель может передать ученикам только свой опыт.
По его словам, создание совершенных учебников для учеников является одним из распространенных направлений "дешевого" решения проблемы изучения физики.
"Учебник может быть инструментом, важным инструментом, но учитель не передаст опыт, которого у него нет...Нужен учитель как носитель цивилизационного опыта, а не как надзиратель. И такой учитель — это дорого, намного дороже, чем напечатать учебники. Для того чтобы подготовить его, мотивировать работать в школе, обеспечить условия для работы и развития (умножьте это на полмиллиона) нужна политическая воля, государственная поддержка", - указывает эксперт.
- Естественное мышление начинается с собственного опыта.
Необходимо обеспечить, особенно учеников младшего и среднего школьного возраста, сенсорным опытом. Автор приводит пример кружков авиамоделирования, разных поделкок, традиционных ремесел. Однако это требует большого количества квалифицированных учителей и финансирования.
Трилис также подчеркивает, что в школьном курсе физики должно быть от 20 до 40 процентов самостоятельной практической работы школьников. Во время практической деятельности, указывает учитель, должно быть в группе не больше 12-16 учеников.
"Если принять эти три идеи, становится виден путь: обеспечить почет в обществе и рабочие места; обеспечить квалифицированных учителей, небольшие группы учеников; обеспечить ученикам получение и упорядочение сенсорного опыта — и будет у нас много физиков и инженеров, хороших и разных. Много работы? Да. Похоже, у нас нет выбора. Кому его делать, как не нам?", - добавляет Заслуженный учитель Украины.