Кабинет министров Украины зарегистрировал в Верховной Раде законопроект №10439 «О внесении изменений в Закон Украины «О Бюро экономической безопасности Украины» относительно усовершенствования работы Бюро» а также сопутствующий проект закона «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и другие законодательные акты по усовершенствованию работы Бюро экономической безопасности Украины» №10440, которые согласно Меморандуму об экономической и финансовой политике с МВФ должны усовершенствовать деятельность Бюро экономической безопасности Украины. Однако на практике законопроект может быть псевдореформой, которая не изменит основные моменты в работе Бюро.
В законопроекте прописаны требования к членам конкурсной комиссии по избранию директора Бюро экономической безопасности Украины, их права и обязанности, порядок принятия ими решений. Также уточнены основания увольнения директора БЭБ и прописана обязательность прохождения психофизиологического опроса с применением полиграфа перед назначением лица на должность в Бюро экономической безопасности Украины.
В частности, документ предусматривает новые правила конкурса на должность директора БЭБ – создание конкурсной комиссии из шести человек, трое из которых будет определять Кабмин, а трое будут назначены по предложениям международных партнеров. При этом у последних будет преимущественный голос.
В то же время конкурсная комиссия по итогам конкурса будет рокомендовать Кабмину не одного победителя, а трех, среди которых правительство и будет выбирать победителя.
Также предусмотрено обязательное прохождение аттестации заместителями директора БЭБ, а через один год после прекращения или отмены военного положения проведения аттестации работников Бюро экономической безопасности Украины, которые назначены на должности до вступления в силу закона.
Что касается изменений в Уголовно-процессуальном кодексе, то предлагается усовершенствовать порядок исполнения определения следственного судьи, суда о временном доступе к вещам и документам субъекта предпринимательской деятельности, предусмотрев, что исполнение определения осуществляется в присутствии представителя Совета бизнес-омбудсмена. Аналогичные изменения предлагают внести статью о разрешении на обыск другого владения субъекта предпринимательской деятельности и другие моменты.
В то же время депутат Верховной Рады Ярослав Железняк заявил, что закон является лишь обманкой и сохраняет влияние Офиса президента на эту правоохранительную структуру. Сам же законопроект правительства помогали разрабатывать заместители председателя ОП Олег Татаров и Ростислав Шурма.
«Законопроект не предусматривает перезагрузку БЭБ. Напротив цементирует систему и людей от ОП, которые сейчас назначены в БЭБ. Перезагрузка перенесена на год после войны. Даже отбор главы прописан так, что его будет легко отложить или манипулировать», – заявляет депутат.
Также Железняк заявил, что законопроект прямо нарушает обязательства перед МВФ, ЕС и G7, а его принятие в таком виде приведет к остановке финансирования.
Что касается изменений в УПК, то в законопроект так и не попали изменения, о которых просил и настаивал бизнес:
- нормальное урегулирование подследственности и ответственность за ее нарушение;
- запрет оперативным подразделениям СБУ вмешиваться в работу БЭБ;
- урегулирование возврата арестованного имущества и вообще арестов;
- вопросы обысков;
- усиление качества судебного контроля и прочее.
«Думаю, что это отличный пример, как в очередной раз некоторые представители ОП подставили президента и его обещания бизнесу (изложенные в решении СНБО). Вот вам и реальная политическая воля… то есть ее отсутствие», – добавил депутат.
Он отметил, что в парламенте планируется представить альтернативную версию законопроекта.
Как писало ZN.UA, прессинг бизнеса со стороны всех контролирующих органов продолжает усиливаться. Пока ситуация с проверками даже хуже, чем до полномасштабного вторжения России в Украину. Однако только перезагрузка БЭБ не решит проблему. Об этом говорится в материале Елены Середы "Волшебной таблетки от давления на бизнес не существует".
В конце концов, за четыре года желание ОП поддерживать хоть какие-то адекватные отношения с реальным сектором сошло на нет, несмотря на декларации, решение СНБО и обещания. Чего действительно хочет Банковая от бизнеса, рассказывает Юлия Самаева в тексте «Или из ОП, или в СИЗО – такой бизнес-климат».