В ходе рассмотрения в суде дела по выплате многомиллионной премии экс-председателю "Нафтогаза" Андрею Коболеву стала известна очень важная деталь, которая, безусловно, нуждается в дополнительном изучении. Это подчеркивают в Центре противодействия коррупции, юристы которого изучили трансляцию заседания Высшего антикоррупционного суда Украины, по итогам которого ВАКС признал подозрение бывшему главе "Нафтогаза" необоснованным.
Отмечается, что в конце мая 2018 Коболев издал приказ, на основании которого были выплачены премии работникам "Нафтогаза" общей суммой 537 661 866 грн, из которых непосредственно ему начислено 260 989 430 грн.
"Именно приказ Коболева и стал окончательным юридическим основанием для выплаты ему премии", - отмечают в ЦПК.
При этом Коболев нарушил постановление КМУ №859, поскольку должен был передать Наблюдательному совету полномочия распределить согласованную ему часть премии между сотрудниками компании, однако не воспользовался этим правом.
Коболев также не проинформировал Наблюдательный совет о перечне лиц и объемах премий, которые они получили включительно с ним, несмотря на то, что Наблюдательный совет возложил на него такую обязанность.
Позиция стороны защиты сводилась к тому, что якобы постановление №859 не распространялось на случай определения размера премии главе "Нафтогаза", поскольку размер премии определил Наблюдательный совет.
Однако такому аргументу противоречит то, что:
- постановление №859 в редакции на время определения размера и выплаты премии четко определяло, что оно распространяется в том числе на председателей правлений и членов правлений публичных акционерных обществ, которым и является НАК "Нафтогаз" согласно своему уставу;
- уровень заработной платы Коболева был определен с учетом постановления КМУ №859, что является безусловным доводом для распространения постановления на "Нафтогаз".
"Очевидно, нормативный акт КМУ не может распространяться на Коболева в части определения размера оклада и не распространяться на ограничение размера премий", - подчеркнули в ЦПК.
"Надеемся, что Апелляция ВАКС, которая сегодня будет рассматривать жалобу САП на вышеупомянутое решение, даст ответы на все вопросы", - подчеркнули в ЦПК.
В ЦПК также отметили, что общее впечатление, которое оставляет это дело, такое: у следствия по делу действительно есть пробелы и недоработки, а ВАКС при принятии своего решения не дал ответа на важные юридические вопросы.
В то же время в ЦПК убеждены, что при выплате премии таки имело место нарушение действующего законодательства.
Также суд установил, что Наблюдательный совет сознательно принял решение о премировании и не ощущал давления со стороны чиновника.
Кроме этого, за 5 лет следствия по делу члены наблюдательного совета, в том числе его председатель, допрошены не были.
Также судья отверг утверждение прокурора, что большинство членов Наблюдательного совета являются иностранцами, а потому не владеют знаниями украинского законодательства, и признал противоречащим идее корпоративного управления в акционерных обществах и дискредитирующим роль международных экспертов в составе надзорных и контролирующих органов.
Кроме этого, ограничения относительно порядка установления премий уполномоченными на это субъектами на действия Коболева в НАК якобы не распространялись.
Это решение САП обжаловала в Апелляционную палату ВАКС и 8 февраля состоится рассмотрение дела в апелляции.
Как писала ZN.UA, в 2018 году Коболев получил 207 млн грн ($7,9 млн). Все полученные средства он конвертировал в доллары США и положил на счет в Ощадбанке. Впоследствии эти деньги он перевел на счет проживающей в США матери, указав цель перевода "помощь семье". Подробнее о тех событиях читайте в материале Игоря Маскалевича "Ждем танков Коболева".