Украинские власти обсуждают варианты привлечения украинских подземных хранилищ газа (ПХГ) в коммерческий и в целом рыночный газооборот в Европе. Но ни одна европейская компания не согласилась пока даже на предложение НАК "Нафтогаза" хранить газ в украинских ПХГ в зимний период. Для этого есть несколько важных преград. Существуют и развиваются экономические факторы, нивелировать которые почти невозможно.
Анализ потенциальной потребности Евросоюза в ПХГ Украины провели Леонид Униговский и Евгений Андрианов из компании "Нефтегазстройинформатика", а также обозреватель ZN.UA Алла Еременко.
Эксперты оценили перспективы украинских ПХГ, и сделали три важнейших вывода.
Так, авторы исследования отмечают, что современный рынок услуг хранения природного газа в Европе находится на спаде, многие операторы работают на уровне ниже себестоимости услуг хранения. Как свидетельствуют участники рынка, в течение следующих двух-пяти лет в Европе рынок услуг хранения будет оставаться в кризисном состоянии, вхождение новых "игроков" выглядит сложным. Из-за падения цен на газ в большинстве регионов ЕС усиливается излишек предложения на услуги хранения. Финансовые перспективы для бизнеса ПХГ сегодня заметно уже, чем даже в 2014 году.
Главными критериями/стимулами развития ПХГ в Европе являются два: энергетическая безопасность и обеспечение функционирования газового рынка. Потребность в украинских ПХГ, исходя из соображений безопасности поставок, оценивается в 2022–2023 гг. на уровне около 10 млрд кубометров газа. Если же взять прогноз ENTSOG роста зависимости от РФ (на 20% к 2022 г.), то дефицит объемов мощностей ПХГ составит в среднем 14 млрд кубометров.
Сегодня мощности ПХГ Европы составляют около 100 млрд кубометров активного газа.
Системным недостатком в ЕС является неблагоприятное расположение ПХГ. Часто они находятся рядом друг с другом. Львиная доля ПХГ расположены в Западной Европе, а не в наиболее уязвимой к нарушениям поставок Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ).
По данным ассоциации "Газовая инфраструктура Европы" (ГИЕ), по состоянию на 16 ноября 2015 г. в ПХГ одиннадцати стран Западной Европы находилось 63,69 млрд кубометров газа, в то время как в регионе Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы - только 13,58 млрд. Максимальные мощности ПХГ членов ГИЕ составляют в Западной Европе 74,7 млрд кубометров активного газа, а в остальных странах - членах ЕС - 18,7 млрд.
Как свидетельствуют имеющиеся у "Нефтегазстройинформатики" данные, на фоне упомянутых факторов даже Польша, испытывающая один из наибольших в Центрально-Восточной Европе дефицитов ПХГ, отдает предпочтение собственным возможностям и не проявляет сейчас какой-либо четкой заинтересованности в использовании украинских ПХГ, которые удобно расположены всего в 50 км от польско-украинской границы. Аналогично действует и Болгария, строя собственное ПХГ.
Обзор проектов ПХГ, проведенный GSE осенью 2015 г., свидетельствует о планах газовых отраслей стран ЕС увеличить суммарно мощности ПХГ к 2025 г. на 22 млрд кубометров, а к 2035 году - на 41 млрд. В основном в Италии, Германии и Великобритании.
Но ассоциация "Газовая инфраструктура Европы" отмечает, что основная часть запланированных проектов была одобрена 5–10 лет назад. Реально сооружаются мощности только на 8,5 млрд кубометров. Более того, за период 2010–2015 годов в ЕС из эксплуатации были выведены мощности на 2,7 млрд кубометров.
В ГИЕ убеждены: если ЕС не построит дополнительных мощностей в запланированном объеме, в среднесрочной перспективе - через 2–5 лет возникнет дефицит ПХГ. В 2020 году о таком дефиците можно говорить с высокой долей вероятности. Именно тогда должна вырисоваться перспектива и для украинских ПХГ, отмечают авторы статьи.
Коммерческая востребованность украинских подземных хранилищ газа (ПХГ) может развиться на рубеже 2020 года. На сегодняшний день функции ПХГ сводятся фактически к обеспечению транзита российского газа по территории Украины.
При снижении транзита "газпромовского" газа по территории Украины до 35–40 млрд кубометров в год потребность в украинских ПХГ составит 10–11 млрд. Снижение произойдет в случае, если ЕС сделает исключение для газопровода OPAL относительно требований Третьего энергопакета, и Россия сможет использовать на полную мощность экспортные газопроводы "Северный поток" и Ямал-Европа. При падении транзита ниже 40 млрд кубометров в год эксплуатация украинской ГТС может стать нерентабельной, и придется ее частично консервировать.
Авторы отмечают, что в частных разговорах представители немецких газовых компаний заявляли, что приложат усилия, чтобы разрыв "Газпрома" с Киевом не был резким. С россиянами разные немецкие представители обсуждали условие оставить транзит через Украину на уровне 10 или 20 млрд кубометров газа в год.
Таким образом, как резюмируют эксперты, судьба украинских ПХГ будет зависеть от темпов интеграции Украины в региональные европейские рынки, сроков реализации проектов по поступлению в страны Центральной Восточной Европы (ЦВЕ) ресурса газа, альтернативного российскому, что позволило бы создать международный региональный газовый торговый пункт около украинских ПХГ раньше, чем произойдет критическое сокращение российского транзита по газотранспортной системе Украины.
"Существуют три сценария развития ситуации с потреблением природного газа в Европе - минимальное потребление, базовое и максимальное. От того, какой сценарий выберут для себя страны, также пользующиеся услугами украинской ГТС, в значительной степени будет зависеть и состояние украинской газотранспортной системы и подземных хранилищ газа, да и в целом состояние рынка газа Украины, скорость и вектор его реформирования. Это подтверждают и потенциальные сценарии импорта "газпромовского" газа", - пишут авторы.
Напомним, на континентальной части Украины расположены 12 ПХГ, способных хранить около 31 млрд кубометров активного газа. Сейчас транзит из России идет в объеме 70–75 млрд кубов в год.
Больше о перспективах украинских ПХГ читайте в статье "Нужны ли европейцам украинские подземные хранилища газа?" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".