UA / RU
Поддержать ZN.ua

Турция помогает РФ поставлять нефть в ЕС

Почти 80% импортируемого ДП в Турцию произведено в России.

После запрета поставок российской нефти в ЕС 5 февраля 2023 года Турция стала основным каналом поставки топлива из РФ в страны ЕС и Украины. Об этом для ZN.UA пишет Сергей Куюн, директор ОАО "Консалтинговая группа А-95", в материале "Кто помогает России обходить нефтяные санкции, в том числе и за счет Украины?".

Благодаря своему географическому положению, наличию развитой портовой инфраструктуры и огромному годовому потреблению в 22–24 млн тонн, страна приобрела статус ключевого покупателя «кровавого» дизтоплива.

По данным сервисов отслеживания судов, в первом квартале примерно четверть всего морского экспорта дизтоплива из РФ приходилось на Турцию. Параллельно поставки из других стран значительно снизились или вообще прекратились. По данным турецкого Института статистики, в первом квартале 2023 года объемы ввоза российского дизельного топлива в Турцию составили 2 млн. тонн, или 77% от общего импорта. За аналогичный период 2022-го эта доля была только 43%, в первом полугодии — около трети.

Аккумулируя огромные объемы ДТ из России и Индии, практически полностью перешедшей на российскую нефть, Турция стала самым большим хабом в Черноморском и Средиземноморском регионах. Причем турецкие порты способны принимать огромные 100-тысячные танкеры из Индии, чего не могут делать румынские или болгарские терминалы. Согласно данным Института статистики, за первый квартал 2023 через турецкие терминалы транзитом прошло около 550 тыс. тонн дизтоплива, большая часть которого — в Украину и Румынию, откуда, опять-таки, львиная доля пошла в Украину.

Конечно, по документам, турецкие перевалки отправляют в Украину и страны ЕС что угодно, но не российский ресурс: Индия, Египет, Албания, ОАЭ, Саудовская Аравия… Но, согласно статистике, в январе—апреле 2023 года происхождение львиной доли импорта дизтоплива подтверждалось чисто декларативно, на основе торговых и логистических документов. К примеру, в марте лишь 10% морских партий имели подтвержденное происхождение.

Читайте также: Полностью убрать российское топливо из ЕС и Украины не удалось

С другими материалами автора можно ознакомиться по ссылке.