UA / RU
Поддержать ZN.ua

Цены и курс до конца года — что говорят экономисты

Автор: Виктор Конев

Энергетика, зерновой коридор, война, Трамп, международная помощь, дефицит рабочей силы — важнейшие факторы, от которых зависят ключевые параметры экономики Украины, ставшей жертвой широкомасштабной российской агрессии. Эксперты «Центра экономической стратегии» (ЦЭС), а также ряд аналитиков заглянули в ближайшее будущее страны. О результатах они рассказали в ходе презентации «Макропрогноз 2024–25: как изменится экономика, цены и курс».

Читайте также: Курс гривны стремительно возвращается к июньскому максимуму: НБУ прогнозирует 40,64

На заметку оптимистам: история про 50 млрд долл. от G7 еще даже не началась …А фактор Трампа уже начинает действовать

Несомненно, последнее решение G7 о предоставлении 50 млрд долл. Украине в счет будущих доходов от замороженных российских активов — весьма позитивный сигнал, но остается еще очень много преград на пути имплементации этого решения. От Европейского Союза требуется бессрочная поддержка статуса замороженных российских активов, однако Венгрия может постоянно вставлять палки в колеса и очень сложно найти выход из этой ситуации.

Такую не слишком оптимистичную картину дальнейшей поддержки Украины странами Большой семерки и Европейским Союзом описала в ходе презентации экономист Венского института экономических исследований Ольга Пиндюк. Вот, что еще она сообщила: «Мы все знаем, как тяжело далось решение Соединенных Штатов Америки о предоставлении Украине последнего транша военной помощи. И это было только превью того, что может произойти, если на выборах в ноябре победит Трамп. Потому что есть консенсус [среди аналитиков], какой будет политика Трампа, — Украина может стать разменной монетой в его внешнеполитической игре, а поддержка Европы Соединенными Штатами значительно снизится. …В новостях звучало, что в ЕС нашли способ обойти Венгрию, чтобы выплатить транш из будущих 50 миллиардов долларов. Но это еще не окончательно и это также не означает, что будущее решение по предоставлению этих денег будет положительным. То есть внешняя поддержка, которая является ключевой для следующего года, а то и двух лет для украинской экономики и украинской способности активно держать фронт, к сожалению, остается еще не столь сильной и может ухудшиться».

Читайте также: Дональд Трамп представляет угрозу для экономики и демократии США — бывший исполнительный директор компании Merck
Читайте также: В Украине нет определения стратегической или приоритетной отрасли экономики – эксперты Верховной Рады

Гривня будет и дальше слабеть, но инфляцию удержат в «коридоре»

В соответствии с прогнозом ЦЭС, инфляция ожидается в среднем значительно ниже, чем ее ожидали в декабре 2023 года. Средний прогноз инфляции — ниже 8%. Средний прогноз по росту реального ВВП — на уровне примерно 3,5%. Что касается прогноза бюджетного дефицита и потребностей в финансировании: поскольку в гривне бюджетный дефицит несколько повысился по сравнению с предыдущими прогнозами, курс гривни по прогнозу должен ослабиться больше, чем ожидалось. Таким образом, в долларовом эквиваленте прогноз бюджетного дефицита почти не изменился.

В презентации ЦЭС отмечается, что Украине потребуется от 50 до 60 млрд долл. для того, чтобы закрыть бюджетные потребности в этом году. Публичный государственный и гарантированный государством долг на конец 2024 года, скорее всего, не превысит 100% ВВП и составит, по разным оценкам, 94–96% ВВП. ЦЭС отмечает также, что если ранее основные предположения касались работы зернового коридора, портов и так далее, то сейчас большинство уже говорят о вопросах энергетики.

Читайте также: Валютные послабления от НБУ не решают проблемы крупного бизнеса – "Метинвест"
Читайте также: Гетманцев объяснил рекордный дефицит сводного баланса Украины и волатильность на валютном рынке

Война закончится. Но не в этом году

О войне: все аналитики думают, что война до конца года, к сожалению, не завершится. Вот мнение Алексея Блинова, макроэкономиста и макропрогнозиста Forbes Украина: «Война стала бессрочным фактором. К сожалению, Украина имела очень много нервных моментов из-за краткосрочного подхода наших западных партнеров к этому фактору и его вызовам. Сейчас, мне кажется, никто не знает, сколько лет отведено этой войне, и более когерентный подход — делать этот прогноз бессрочным и соответственно ориентироваться на худшие сценарии. Второе — это государственные финансы. Если мы посмотрим на текущие прогнозы аналитики относительно бюджетного дефицита в этом году, то практически все прогнозируют, что тот показатель дефицита, который заложен в Законе о государственном бюджете Украины на 2024 год, будет превышен достаточно существенно и поэтому в ближайшие месяцы нужно ожидать пересмотра государственного бюджета».

По мнению Блинова о финансировании бюджетного дефицита очевидно, что есть определенный разрыв, который даже в условиях пересмотра дефицита, остается значительным. И когда мы говорим о его финансировании за счет ресурсов внутреннего рынка, мы должны понимать, что внутренний рынок не бездонный и это — настоящий реальный гэп, то есть те ресурсы, которые, исходя, возможно, из консервативных предположений о внешнем финансировании, не являются покрытыми. По его прогнозу, сейчас есть непокрытая сумма примерно в объеме 200 млрд грн. Если мы говорим о 2025 годе, то, безусловно, там сумма значительно больше, она может быть больше в четыре раза.

Тем не менее прогнозы аналитиков неправительственного сектора в отношении экономического роста — это в среднем, напомню, 3,5% ВВП, что совпадает со средним прогнозом Министерства экономики, Национального банка и Международного валютного фонда. То есть существенных расхождений нет.

Читайте также: Экономический прогноз на второе полугодие 2024 года: ВВП, инфляция, международные резервы, государственный долг

Рост инвестиций: он не просто есть, он стремительный

Свой прогноз относительно роста ВВП в ходе обсуждения озвучила ведущий эксперт Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ) Александра Бетлий.

«В этом году, по нашему прогнозу, внутреннее потребление, то есть потребление домохозяйств, будет расти чуть больше чем на 5%. За счет того, что зарплаты растут, что пенсии были индексированы в этом году. Это оказывает определенное влияние на ВВП. Также остается достаточно стремительным рост инвестиций, в частности в оборонные производства. Это тоже имеет положительное влияние на рост ВВП», — отметила эксперт.

Бетлий прогнозирует рост реального экспорта во многом благодаря работе украинского морского порта. Предполагается его дальнейший рост в следующем году, что будет зависеть именно от работы морского коридора. Есть предположение, что он будет работать и дальше, и поможет нарастить экспорт в следующем году.

Еще один ключевой фактор, отметила эксперт, — это рабочая сила, точнее, ее нехватка. По данным опросов, которые ИЭИ проводит ежемесячно, в мае именно дефицит рабсилы был вторым по значимости ограничивающим фактором работы для предприятий. «Если удастся решить эту проблему, а мы видим, что правительство наконец запускает программы переобучения-обучения на нужные профессии, привлекает женщин, это тоже будет стимулом роста», — полагает Бетлий.

Читайте также: ВВП Украины замедляется третий месяц подряд – ИЭД

Сдержанный оптимизм НБУ: причин для обвала валютного рынка нет

Заместитель главы НБУ Сергей Николайчук относительно бюджетного дефицита спрогнозировал следующее: «Важно осознавать достаточно четко, что бюджетные потребности, если их оценивать как бюджетный дефицит плюс погашение внешнего долга — это такая цифра, которой оперирует МВФ: 42–43 миллиарда долларов США. Но если добавлять к ним погашение внутреннего долга — это плюс еще 10 миллиардов долларов США, то мы как раз выходим на бюджетную потребность 52–53 миллиарда долларов, которую указывало большинство аналитиков».

Если говорить о закрытии этого разрыва, то, по его мнению, это абсолютно реалистичная задача с учетом той международной помощи, которая ожидается в этом году, а НБУ в своем прогнозе рассчитывает на 38 млрд долл.

Николайчук считает, что международные резервы будут составлять 42–43 млрд долл. на конец этого года и общая оценка Национального банка, мне кажется, не отличается от ожиданий аналитиков. Мы видим возможность того, что дисбалансы в торговле, дисбалансы по текущему счету, которые у нас будут на этот год, будут покрываться международной помощью. Ситуация будет оставаться достаточно комфортной для Национального банка в контексте существования определенного буфера для обеспечения устойчивости валютного рынка.

***

Напомним для полноты картины: правление НБУ приняло решение с 14 июня снизить учетную ставку с 13,5 до 13%. То есть теперь центральный банк страны будет ссужать отечественным банкам деньги под 13%, а свои депозитные сертификаты размещать, как показывает нынешняя практика НБУ, под максимум 16%. Вложения в депозитные сертификаты остаются для банков одним из важнейших источников дохода. Поэтому 16% станет потолком доходности депозитов в банковской системе и заставит банкиров снижать депозитные ставки до практически темпа инфляции.