UA / RU
Поддержать ZN.ua

Продавать сельхозземлю после отмены моратория будут на электронных онлайн-аукционах

Право на покупку земли получат только граждане Украины. Иностранцы и юрлица на первом этапе будут исключены с рынка.

Разработанная Государственной службой Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра концепция реформирования действующей системы земельных отношений предполагает два этапа аграрной реформы, пишет в статье в ZN.UA глава Госгеокадастра Максим Мартынюк.

На первом этапе, после окончания срока действия моратория с 2016 года, - будет открыта продажа сельхозземель государственной формы собственности. На втором, с 2019 года, - рынок откроют для продажи земли гражданами.

Концепция представляет собой пакет из шести законопроектов, из которых лишь один - "Об обороте земель" является полноценным новым законом, остальные же изменяют действующие нормативные акты, что, по словам Мартынюка, "позволяет надеяться на их прохождение в парламенте".

Ключевой и одновременно самый сложный вопрос в проведении земельной реформы - это запуск рынка земли.

"Мы предлагаем двухэтапный вариант. Первый этап - с 1 января 2016 года - предполагает продажу сельхозземель государственной формы собственности", - пишет Мартынюк.

Задача первого этапа - сгладить ценовые колебания, которые однозначно будут стремиться вниз. Первая волна будет самой массовой с точки зрения предложения, и для нее будут характерны минимальные цены.

Право на покупку земли получат только граждане Украины. Иностранцы и юрлица на этом этапе исключены с рынка.

По мнению главы Госгеокадастра, в покупке государственных земель будут заинтересованы агрохолдинги. Но не стоит преувеличивать исходящую от них опасность, говорит он, - большая часть рынка занята компаниями среднего размера. Потенциально агрохолдинги могут быть заинтересованы в покупке около 4 млн га земли, что составляет 10% земель сельскохозяйственного назначения в Украине.

"Если мы увидим, что модель не сработает, то встанет вопрос о расширении круга покупателей, но все равно со значительными ограничениями в части юрисдикции", - продолжает Мартыненко.

Продажа сельхозземли будет возможной только через аукционы. Сами аукционы должны быть прозрачными, удобными, с привлечением максимального количества участников.

"Этого можно достичь, только переведя их в онлайн, на электронную площадку", - отмечает чиновник, добавляя, что сейчас как раз заканчивается разработка такого проекта электронных аукционов при поддержке европейских консультантов из проекта Еврокомиссии Twinning по испанскому образцу. "Это навсегда должно снять вопросы с прозрачностью процедур и доступностью инфраструктуры", - уверен он.

Разрешая продажу государственных земель, необходимо закрыть дыры по безаукционной передаче в частную собственность. По убеждению Мартыненко, безоплатная приватизация - "коррупционная дыра, этот механизм не стимулирует фермерство, он просто позволяет наживаться чиновникам".

Так, предлагается сократить нормы безоплатной приватизации под личное сельское хозяйство - с нынешних двух до одного гектара, упорядочить процесс распаевания земель при приватизации госпредприятий.

Второй этап

После того, как первый этап пройдет успешно, будут выявлены и нивелированы риски, а цена земли поднимется до рыночной, можно будет открыть доступ на рынок гражданам.

"Мы прописываем в законе норму, что определенные его статьи начнут действовать с 2019 г. - по нашему мнению, это можно считать рабочим вариантом старта полноценного рынка земли", - пишет Мартыненко.

К этому моменту на рынке земли уже должен быть создан государственный оператор, задачей которого будет выкуп у людей участков по фиксированной цене (в роли такого госагента рассматривается один из государственных банков, а не созданная с нуля новая структура, как это уже было с Земельным банком).

Еще один аспект, давно требующий урегулирования, - это усиление ответственности за самозахват земли. В частности предлагаются такие никогда раньше не использовавшиеся методы, как конфискация в пользу государства урожая, выращенного на самозахваченной земле, введение уголовной ответственности юрлиц и, наконец, определение органа, который может осуществлять контроль за землепользованием.

"Перечисленные новации - самые необходимые шаги для того, чтобы разморозить земельные отношения и дать стимул к развитию", - резюмирует глава Госгеокадастра.

Больше о реформе земельных отношений читайте в статье Максима Мартынюка "Земельная реформа: компромиссный сценарий" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".