UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нужно ли возлагать надежды на поддержку инвестиций с помощью ЭКА и причем тут Градостроительный кодекс?

Автор: Ибрагим Габидулин

В последнее время в ряде опубликованных статей высказываются восторженные отзывы о первых успехах инвестиций в Украину с покрытием военных и политических рисков. Речь идет о публикации вице-премьера и министра экономики Юлии Свириденко и статье автора ZN.UA  Людмилы Симоновой. Но давайте реально посмотрим на происходящее.

Итак, речь идет пока о крупных экспортно-кредитных агентствах (ЭКА) MIGA и DFC из США, польской KUKЕ, немецкой Hermes Cover, французской страховой компании Bpifrance Assurance Export и др.

Агентство Всемирного банка MIGA выдало полис компании, которая специализируется на инвестициях в коммерческую недвижимость с покрытием рисков войны и гражданских волнений, на сумму 9,1 млн долл. Но здесь возникают вопросы по конкретным условиям страхования.

Читайте также: Подразделение частных инвестиций Всемирного банка мобилизовало почти 1 миллиард долларов для Украины

Во-первых, ЭКА имеют очень специфические особенности страхования, несвойственные коммерческим страховым компаниям. Вы не найдете их в открытых источниках. Например, украинское Экспертно-кредитное агентство не публикует на сайте итоги своей деятельности по страхованию, собранные премии и оплаченные убытки, как это делают все коммерческие страховые компании.

Во-вторых, сумма покрытий всегда значительно меньше суммы инвестиций. В приведенном примере 9,1 млн долл. это лишь часть покрытия, а сумма самих инвестиций намного больше. Во сколько оцениваются инвестиции в подобный логистический хаб можно приблизительно оценить из условия 1 млн долл. на 1 га площади. Для рассматриваемого логистического центра выделена площадь в 140 га в Львовской области. Вот и прикиньте предполагаемый объем инвестиций и его покрытие.

В-третьих, условия покрытия военных рисков не раскрываются. Например, покрытие военных и политических рисков может включать только компенсацию потерь от завладения противником имущества инвестора при оккупации территорий или невозможность вернуть валюту по разным причинам.

Итак, покрытие первого инвестиционного проекта — капля в море. Пока это единственный проект и всего на миллионы долларов, а Украине для покрытия подобных рисков потребуются миллиарды.

Читайте также: Вызовы, ожидающие иностранных инвесторов в Украине

В обеих статьях авторы ссылаются на принятый закон Украины №9015, который, якобы, является «первым шагом к страхованию военных рисков». Данный закон имеет четкую ориентацию на поддержание экспорта, а не на потребности внутреннего рынка. Это следует из названия закона: «Про фінансові механізми стимулювання експортної діяльності». Для этих целей в странах и создаются ЭКА, чтобы поддержать своих экспортеров. С этой же целью и был принят закон, чтобы поддержать деятельность нашего ЭКА. Кстати, сам закон №9015 имеет всего 4 пункта, авторский коллектив — пять человек, но инициаторов от депутатского корпуса в три раза больше. Вот так работают наши депутаты сейчас, внося изменения в существующий закон.

Никакие зарубежные инвесторы не придут в наше ЭКА с уставным фондом 2 млрд грн за защитой своих инвестиций. Они заручатся поддержкой существующих уже десятки лет и даже столетия своих ЭКА. С их составом можно ознакомиться на сайте Бернского союза. С подобным размером уставного фонда можно будет обеспечить защиту некоторых наших внутренних инвесторов, которые захотят вложить собственные или заемные средства на восстановление и развитие бизнеса.

Еще в 1999 году Мировой банк издал книгу: The Changing Role of Export Credit Agencies автора Malcolm Stephens. Обратите внимание на год выпуска и название книги. Уже тогда заговорили об изменении роли ЭКА. Уже тогда были высказаны критические замечания о деятельности ЭКА в области страхования. Страхование в ЭКА не имеет ничего общего с коммерческим. Ведь страхование ведется за счет бюджетных средств государства. И правительства хотят, чтобы их ЭКА были безубыточными и вместе с тем, агентства часто остаются «страховщиками последней инстанции», от которых ожидается, что они примут бизнес, который страховщики частного сектора не хотят брать, вместо того, чтобы конкурировать с частным сектором за тот же бизнес.

У многих зарубежных ЭКА, думаю, лимиты покрытия военных рисков для Украины тоже будут ограничены. Рынок коммерческого перестрахования военных рисков Political Violence Insurance был закрыт для Украины с января 2022 года, т.е. за месяц до начала масштабных военных действий. И поэтому, пока не раскроется рынок коммерческого перестрахования, ждать инвесторов можно будет только за счет поддержки их собственными ЭКА. А согласятся ли инвесторы на подобные условия страхования? Это вопрос.

Читайте также: Восстановление: одних только денег мало, нужны изменения в разрешительной и законодательной системах

Знаковым событием был очередной приезд госпожи Пенни Прицкер, сопровождали которую представители частного бизнеса США. Среди членов этой делегации был представитель крупнейшего страхового брокера мира Marsh&McLennan. В этой связи теперь просматривается следующий сценарий восстановления разрушенного и строительства новых объектов в Украине. Инвесторам из США и других стран покрытие военных рисков обеспечивают свои ЭКА, а страховые продукты коммерческого рынка страхования им обеспечат напрямую брокеры в своих странах, поскольку с 1 января 2024 года в части деятельности страховых посредников начинает действовать положение Закона Украины «О страховании». Если придут французские инвесторы, брокеры обеспечат им страхование, как у себя дома: и страхование десятилетней гарантии, и страхование имущественного ущерба инвестора, и все риски при строительстве, включая страхование неотъемлемых дефектов (Inherent Defects Insurance, IDI). Тем более в Украине уже есть дочерние фирмы всех трех крупнейших брокеров мира.

Нашим страховым компаниям тоже достанется большой кусок пирога в регионах при обслуживании потребностей громад по восстановлению разрушенного и строительства предприятий местного значения в рамках малого и среднего бизнеса.

Уже сейчас профессиональным объединениям страховщиков нужно подумать о создании соответствующего пула, который сможет брать на себя военные риски, вместо двух имеющихся инициативных компаний, которые предложили свои продукты для коммерческих предприятий и домохозяйств. Но только эта инициатива должна исходить снизу, от страхового рынка, а не навязываться чиновничьими структурами сверху, как это было раньше.

В связи с этим приобретает важность и актуальность разработка Градостроительного кодекса, красной нитью через который должно проходить внедрение страхования в строительную индустрию.

Читайте также: Украинские инвесторы смогут застраховать бизнес от «прилета» – Рада утвердила закон

Но без широкой пропаганды страхования среди населения будет трудно решить проблемы восстановления и обеспечения населения жильем. Напомню трагический случай, который произошел в Днепре в 2007 году, когда от взрыва природного газа был разрушен целый подъезд многоквартирного дома. Только восемь квартир были застрахованы, потому что оформили покупку в кредит и банк заставил приобрести страховку. Но возмещение получили только в четырех случаях, так как в полис был включен риск «взрыв природного газа». В двух случаях заемщики получили возмещение за разрушенные квартиры и в двух случаях страховщики покрыли убыток — смерть владельца квартиры.