В последнее время в ряде опубликованных статей высказываются восторженные отзывы о первых успехах инвестиций в Украину с покрытием военных и политических рисков. Речь идет о публикации вице-премьера и министра экономики Юлии Свириденко и статье автора ZN.UA Людмилы Симоновой. Но давайте реально посмотрим на происходящее.
Итак, речь идет пока о крупных экспортно-кредитных агентствах (ЭКА) MIGA и DFC из США, польской KUKЕ, немецкой Hermes Cover, французской страховой компании Bpifrance Assurance Export и др.
Агентство Всемирного банка MIGA выдало полис компании, которая специализируется на инвестициях в коммерческую недвижимость с покрытием рисков войны и гражданских волнений, на сумму 9,1 млн долл. Но здесь возникают вопросы по конкретным условиям страхования.
Во-первых, ЭКА имеют очень специфические особенности страхования, несвойственные коммерческим страховым компаниям. Вы не найдете их в открытых источниках. Например, украинское Экспертно-кредитное агентство не публикует на сайте итоги своей деятельности по страхованию, собранные премии и оплаченные убытки, как это делают все коммерческие страховые компании.
Во-вторых, сумма покрытий всегда значительно меньше суммы инвестиций. В приведенном примере 9,1 млн долл. это лишь часть покрытия, а сумма самих инвестиций намного больше. Во сколько оцениваются инвестиции в подобный логистический хаб можно приблизительно оценить из условия 1 млн долл. на 1 га площади. Для рассматриваемого логистического центра выделена площадь в 140 га в Львовской области. Вот и прикиньте предполагаемый объем инвестиций и его покрытие.
В-третьих, условия покрытия военных рисков не раскрываются. Например, покрытие военных и политических рисков может включать только компенсацию потерь от завладения противником имущества инвестора при оккупации территорий или невозможность вернуть валюту по разным причинам.
Итак, покрытие первого инвестиционного проекта — капля в море. Пока это единственный проект и всего на миллионы долларов, а Украине для покрытия подобных рисков потребуются миллиарды.
В обеих статьях авторы ссылаются на принятый закон Украины №9015, который, якобы, является «первым шагом к страхованию военных рисков». Данный закон имеет четкую ориентацию на поддержание экспорта, а не на потребности внутреннего рынка. Это следует из названия закона: «Про фінансові механізми стимулювання експортної діяльності». Для этих целей в странах и создаются ЭКА, чтобы поддержать своих экспортеров. С этой же целью и был принят закон, чтобы поддержать деятельность нашего ЭКА. Кстати, сам закон №9015 имеет всего 4 пункта, авторский коллектив — пять человек, но инициаторов от депутатского корпуса в три раза больше. Вот так работают наши депутаты сейчас, внося изменения в существующий закон.
Никакие зарубежные инвесторы не придут в наше ЭКА с уставным фондом 2 млрд грн за защитой своих инвестиций. Они заручатся поддержкой существующих уже десятки лет и даже столетия своих ЭКА. С их составом можно ознакомиться на сайте Бернского союза. С подобным размером уставного фонда можно будет обеспечить защиту некоторых наших внутренних инвесторов, которые захотят вложить собственные или заемные средства на восстановление и развитие бизнеса.
Еще в 1999 году Мировой банк издал книгу: The Changing Role of Export Credit Agencies автора Malcolm Stephens. Обратите внимание на год выпуска и название книги. Уже тогда заговорили об изменении роли ЭКА. Уже тогда были высказаны критические замечания о деятельности ЭКА в области страхования. Страхование в ЭКА не имеет ничего общего с коммерческим. Ведь страхование ведется за счет бюджетных средств государства. И правительства хотят, чтобы их ЭКА были безубыточными и вместе с тем, агентства часто остаются «страховщиками последней инстанции», от которых ожидается, что они примут бизнес, который страховщики частного сектора не хотят брать, вместо того, чтобы конкурировать с частным сектором за тот же бизнес.
У многих зарубежных ЭКА, думаю, лимиты покрытия военных рисков для Украины тоже будут ограничены. Рынок коммерческого перестрахования военных рисков Political Violence Insurance был закрыт для Украины с января 2022 года, т.е. за месяц до начала масштабных военных действий. И поэтому, пока не раскроется рынок коммерческого перестрахования, ждать инвесторов можно будет только за счет поддержки их собственными ЭКА. А согласятся ли инвесторы на подобные условия страхования? Это вопрос.
Знаковым событием был очередной приезд госпожи Пенни Прицкер, сопровождали которую представители частного бизнеса США. Среди членов этой делегации был представитель крупнейшего страхового брокера мира Marsh&McLennan. В этой связи теперь просматривается следующий сценарий восстановления разрушенного и строительства новых объектов в Украине. Инвесторам из США и других стран покрытие военных рисков обеспечивают свои ЭКА, а страховые продукты коммерческого рынка страхования им обеспечат напрямую брокеры в своих странах, поскольку с 1 января 2024 года в части деятельности страховых посредников начинает действовать положение Закона Украины «О страховании». Если придут французские инвесторы, брокеры обеспечат им страхование, как у себя дома: и страхование десятилетней гарантии, и страхование имущественного ущерба инвестора, и все риски при строительстве, включая страхование неотъемлемых дефектов (Inherent Defects Insurance, IDI). Тем более в Украине уже есть дочерние фирмы всех трех крупнейших брокеров мира.
Нашим страховым компаниям тоже достанется большой кусок пирога в регионах при обслуживании потребностей громад по восстановлению разрушенного и строительства предприятий местного значения в рамках малого и среднего бизнеса.
Уже сейчас профессиональным объединениям страховщиков нужно подумать о создании соответствующего пула, который сможет брать на себя военные риски, вместо двух имеющихся инициативных компаний, которые предложили свои продукты для коммерческих предприятий и домохозяйств. Но только эта инициатива должна исходить снизу, от страхового рынка, а не навязываться чиновничьими структурами сверху, как это было раньше.
В связи с этим приобретает важность и актуальность разработка Градостроительного кодекса, красной нитью через который должно проходить внедрение страхования в строительную индустрию.
Но без широкой пропаганды страхования среди населения будет трудно решить проблемы восстановления и обеспечения населения жильем. Напомню трагический случай, который произошел в Днепре в 2007 году, когда от взрыва природного газа был разрушен целый подъезд многоквартирного дома. Только восемь квартир были застрахованы, потому что оформили покупку в кредит и банк заставил приобрести страховку. Но возмещение получили только в четырех случаях, так как в полис был включен риск «взрыв природного газа». В двух случаях заемщики получили возмещение за разрушенные квартиры и в двух случаях страховщики покрыли убыток — смерть владельца квартиры.