UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Нафтогаз" ежегодно "съедает" бюджетных денег более чем на 6% ВВП

В целом госпомощь бизнесу составила более 10% ВВП в прошлом году, при этом, как правило, она крайне неэффективна.

На протяжении 2010–2014 гг. государственная помощь предприятиям в Украине выросла с 5,48% ВВП в 2010 г. до 10,35% ВВП в 2014-м.

Такие расчеты в своей статье для ZN.UA приводит Александра Буланая, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ГУ "Институт экономики и прогнозирования".

Автор подчеркивает, что в Украине предоставление государственной помощи субъектам хозяйствования непрозрачно, информация о ее предоставлении не публикуется ни на одном ресурсе, а статистику об объемах не обобщает ни одно ведомство, а следовательно, официальные данные относительно объемов и структуры государственной помощи неизвестны.

Читайте также: В Минфине выступили за легализацию игорного бизнеса

Тем не менее, в "Институте экономики и прогнозирования" рассчитали объемы государственной помощи, которые базируются на подходах ЕС и позволяют провести сравнительный анализ объемов государственной помощи бизнесу в странах ЕС и Украине.

Наблюдается тенденция к постепенному сокращению прямого бюджетного финансирования бизнеса (с 1,47% ВВП в 2010 г. до 0,8% ВВП в 2014-м) при одновременном увеличении объемов предоставленных налоговых льгот (с 2,56% ВВП в 2010 г. до 3,22% ВВП в 2013-м) и государственных гарантий (с 0,19% ВВП в 2010 г. до 4,04% ВВП в 2012-м).

Общие объемы помощи предприятиям в Украине связаны с финансированием НАК "Нафтогаз Украины", в частности, с предоставлением налоговых льгот по НДС относительно операций по ввозу природного газа согласно внешнеэкономическим контрактам (было отменено в декабре 2013 г.). Ключевым пользователем льготы был государственный газовый монополист, ее объемы составляли более 22 млрд грн в 2011-м и 2012 г. и более 18 млрд - в 2013-м. Большинство государственных ценных бумаг (ОВГЗ) для увеличения уставного капитала предприятий выпускались для "Нафтогаза", в 2014 г. выпустили ОВГЗ на 96,6 млрд грн. В 2012 г. по кредитам НАКа были предоставлены государственные гарантии на сумму 29,8 млрд грн, а в 2013 г. - еще на 8,8 млрд. Таким образом, "Нафтогаз" является крупнейшим получателем государственной помощи в Украине, без учета которого ее общие объемы в 2014 г. сократились бы с 10,35% ВВП до 4,2% ВВП.

Читайте также: Власть и бизнес: не брачный контракт

Анализ распределения госпомощи предприятиям по видам экономической деятельности указывает на то, что наибольшие ее объемы приходятся на энергетику (6,9% ВВП), что, опять же, обусловлено поддержкой НАК "Нафтогаз Украины". Значительную помощь получали также угольные предприятия (до 1% ВВП), сельское хозяйство (до 2,85% в 2012 г.), банки (до 1,9% ВВП в виде пополнения уставного капитала). Между тем объемы помощи машиностроению не превышали 0,6% ВВП, а возобновляемой энергетике - 0,3% ВВП.

Значительную долю господдержки предприятий в Украине получают государственные компании, являющиеся убыточными. Кроме "Нафтогаза", это ГП "Укркосмос", ГП "Конструкторське бюро "Южное" им. М.К. Янгеля", ГП "Производственное объединение "Южный машиностроительный завод имени А.М. Макарова", ПАО "Лисичанскуголь", Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, ГП "Селидовуголь" и др. Некоторые из них получают поддержку на протяжении многих лет, она направляется на покрытие текущих затрат предприятий, но финансовое положение не улучшается. Таким образом, с точки зрения обеспечения жизнеспособности предприятия подобная поддержка неэффективна.

По мнению автора, спасение и реструктуризация украинских предприятий, имеющих финансовые трудности, требуют новых прозрачных правил, которые позволят постепенно уменьшить нагрузку на бюджет, а предприятия - сделать конкурентоспособными.

Подробнее о госпомощи предприятиям читайте в статье Александры Буланой Госпомощь бизнесу: необходимость срочного пересмотра по европейским правилам в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".