26-летний нефтяной танкер, перевозивший российское топливо, два дня дрейфовал на оживленном судоходном маршруте в Индийском океане, привлекая внимание отраслевых обозревателей и чиновников по морской безопасности. Об этом сообщает Bloomberg.
Это очередное суровое упоминание об экологических рисках, которые создает теневой флот, перевозящий российскую нефть по всему миру.
Согласно данным спутникового наблюдения, Turba - судно, которое, как известно, перевозит российскую нефть, сейчас двигается в направлении Сингапура.
Приблизительно за 48 часов до этого, когда танкер находился в 320 километрах к западу от Ачеха в Индонезии, навигационный статус судна был "не под командованием". Это означает, что танкер не может самостоятельно маневрировать и соответственно рискует мешать другим судам двигаться, что часто происходит из-за механических или связанных с ними неисправностей.
Построенный в 1997 году и значительно старше возраста, когда большинство танкеров отправляют на металлолом, Turba находился поблизости, но не в пределах морских границ Индонезии, когда дрейфовал в океане, по данным департамента военно-морской службы страны.
Многие танкеры из так называемого "теневого флота" транспортируют нефть из РФ, а иногда из Ирана и Венесуэлы в Китай, проплывая через Малаккский пролив — одну из самых загруженных морских точек в мире.
Средиземноморские воды вокруг Греции, откуда Turba начал свое путешествие, являются общим пунктом отправления, а перегрузка нефти происходит недалеко от побережья этой страны.
Риски, которые составляют такие суда, — ключевые для обеспечения поставки российской и иранской нефти, вполне реальны. В мае в Южно-Китайском море загорелся еще один 26-летний нефтяной танкер Pablo.
Как и Pablo, Turba имеет "таинственного" владельца и за последние несколько лет прошел относительно мало проверок.
Судно ходит под флагом Камеруна — находящейся в черном списке страны, опубликованном Парижским меморандумом о взаимопонимании, международной организацией, способствующей безопасному судоходству.
В общем, плохо обслуживаемые старые суда несут больший риск для безопасности. Получение требуемых запчастей для них также может быть проблематичным.
Однако в прошлом году санкции против России повлекли за собой всплеск интереса к покупке и эксплуатации таких танкеров.
Покупки, как правило, совершаются таинственными субъектами, стремящимися избежать идентификации при транспортировке нефти из подсанкционных режимов – задача, которую все чаще не желают выполнять некоторые более крупные и более авторитетные владельцы.
Ранее сообщалось, что Россия все еще полагается на европейское судоходство для транспортировки своей нефти, даже несмотря на то, что ее поставки превышают предельные цены, установленные G7.
Поставки российской сырой нефти этой весной выросли на 50%, несмотря на то, что страны G7 ввели санкции. Аналитики предупреждают, что российские доходы от продажи нефти, вероятно, будут расти из-за постоянного повышения цен и уменьшения скидки на собственную нефть.
Детальнее о том, как работает теневой экспорт нефти из РФ в статье Артема Куюна и Ивана Марченкова «Кто помогает России обходить нефтяные санкции, в том числе и за счет Украины?».