UA / RU
Поддержать ZN.ua

Международный почтовый бизнес: детенизация через европейскую модель налогообложения

Автор: Вячеслав Черкашин

Государство в последнее время открыто говорит о неизбежности значительного роста налогов, чтобы иметь возможность залатать многомиллиардные (отмечают, что дыра достигает 5 млрд долл.) военные кассовые разрывы госбюджета-2024. Едва ли не основным инструментом решения проблемы считают увеличение прямых налогов. Например, особую надежду (потенциально до 90 млрд грн для бюджета) в правительстве возлагают на рост более чем втрое (с 1,5 до 5%) военного сбора, являющегося элементом налогообложения зарплат и доходов граждан. Но существует же еще теневая экономика, которая может стать главным источником дополнительных доходов госбюджета. Там спрятаны огромные суммы — более 250 млрд грн в год.

Товары низкой стоимости

В перечень самых распространенных схем избежания уплаты налогов, наряду с зарплатами «в конвертах» и контрафактом, входят как бесспорный лидер последних лет серый импорт и контрабанда. Одной из схем по минимизации налогов на импорт является «почтовая контрабанда», предусматривающая применение неправомерным образом преференций, предоставленных международными договорами (например Киотской конвенцией) и национальным налоговым законодательством.

Читайте также: Налогообложение, стимулирующее экономику, существует. К сожалению, не в Украине

В частности, речь идет о маскировке ввоза промышленных партий товаров на таможенную территорию Украины под видом освобожденных от налогообложения международных почтовых или курьерских отправлений товаров низкой стоимости (low-value goods/consignments, или сокращено ТНС). К тому же ТНС, согласно общей практике, подпадают под упрощенный процесс декларирования и оформления, то есть фактически ни контроля, ни налогов.

Читайте также: Повышение налогов в Украине: бизнес предупредил власть о последствиях

Деньги для войны

Полулегальная трансграничная торговля с использованием международных посылок и ТНС не является национальной особенностью Украины. Она стала серьезной бюджетной проблемой многих стран, исторически предлагавших необлагаемый уровень для малого импорта — минимальное (de minimis) освобождение. Например, в странах ЕС de minimis в целях взимания НДС находился на уровне 22 евро и был отменен в 2021 году. Оценки европейских экспертов в прошлом году показали, что 65% посылок, ввозившихся в ЕС, были недооценены в таможенных декларациях, а бюджет ежегодно терял 1 млрд евро.

Именно поэтому многие юрисдикции сегодня вынужденно пересматривают модель налогового и таможенного администрирования товаров низкой стоимости. А их опыт, в частности ЕС, в который мы хотим вступить в ближайшее время, может ответить на вопрос: «Где брать деньги для войны?». Для понимания масштаба вопроса, по информации Министерства финансов Украины, количество и стоимость международных почтовых и экспресс-отправлений, ввезенных в Украину на протяжении 2021–2023 годов, составляет 153,1 млн штук общей стоимостью 157,5 млрд грн.

Модель продавца

Мировым флагманом изменений механизма администрирования международных посылок стала так называемая модель продавца или поставщика (vendor model), когда обязанность взимания налогов возлагается не на таможню, а на нерезидента — поставщика товаров в страну.

Что сделало vendor model оптимальной? Ответ одним из первых в мире получило правительство Австралии, заказав ученым в 2017 году соответствующее исследование:

В ЕС «модель продавца» получила название «единое окно» (One Stop Shop, OSS) и была постепенно (с 2015 года) реализована как упрощенная система декларирования и уплаты НДС для дистанционных продаж услуг и товаров как внутри Сообщества (схема the Union), так и к импортируемым из третьих стран (схема non-union). Последний апгрейд модели (VAT in the Digital Age), проведенный в июле 2021 года, значительно расширил «единое окно», а также ввел новое «импортное единое окно» (Import OSS).

Читайте также: Правительство снова планирует освободить от пошлины и НДС генераторы и другое энергетическое оборудование

Import Oss для международных посылок

Система позволяет предприятиям, не входящим в ЕС (поставщикам и маркетплейсам), регистрировать, декларировать и отчитываться о НДС в одном государстве — члене ЕС (государстве идентификации) для своих продаж клиентам (как конечным потребителям, так и предприятиям) во всех других государствах — членах ЕС.

Поставщик может свободно выбирать страну ЕС, в которой он регистрируется. После регистрации налоговые органы в государстве идентификации выдают поставщику идентификационный номер плательщика НДС IOSS, который предоставляется таможенным органам ЕС. Таможенные органы при получении идентификационного номера плательщика НДС IOSS в наборе данных таможенной декларации проведут автоматическую проверку ее действительности по базе данных идентификационных номеров плательщика НДС IOSS. Если номер IOSS действительный, а стоимость партии товара не превышает 150 евро, таможенные органы не требуют уплаты НДС с товаров низкой стоимости, ввезенных по IOSS.

Таможенные органы готовят ежемесячный список, содержащий общую стоимость импорта товаров низкой стоимости, задекларированных в ЕС, для каждого идентификационного номера плательщика НДС IOSS на основе таможенных деклараций, поданных в каждом государстве — члене ЕС. Агрегированные ежемесячные списки доступны налоговым органам ЕС. Налоговые органы будут сравнивать общую стоимость операций, задекларированных при ввозе по каждому идентификационному номеру плательщика НДС IOSS, с декларациями НДС IOSS.

Налогоплательщики, использующие OSS, обязаны подавать в электронном виде декларацию по НДС за каждый календарный квартал. Документ содержит детальную информацию об объемах продаж и НДС в каждом государстве — члене ЕС. Далее компания платит единый платеж с НДС, а затем государство идентификации распределяет эти деньги между разными государствами — членами Сообщества.

Режим также включает специальные договоренности, согласно которым продавцы и торговые площадки могут альтернативно передавать сбор импортного НДС операторам почтовой связи, экспресс-перевозчикам и таможенным агентам.

Читайте также: Украинский бюджет наполнился по доходам на 20%: откуда деньги

Как сработал OSS в Европе

Результаты реформы действительно поражают. По данным Еврокомиссии, на протяжении 2022 года через расширенный портал OSS 130 тыс. компаний заплатили свыше 17 млрд евро с внутренних онлайн-продаж и 2,5 млрд евро НДС от импорта товаров, включающих новые поступления вследствие отмены освобождения от НДС. В целом поступления от НДС, собранные с помощью OSS, выросли на 26%.

На сегодняшний день vendor model уже применили более чем в 30 странах мира, в частности в Австралии (2018), Великобритании (2021), Новой Зеландии (2023), Нигерии (2024) и Норвегии (2024). Vendor model уже была интегрирована в Украине для импортных цифровых услуг (так называемый НДС на Google, действующий с 1 января 2022 года согласно закону №1525), добавив в прошлом году в бюджет нашей страны более 8,5 млрд грн.

Таким образом, согласно проевропейскому движению Украины и современному мировому опыту, налоговая перспектива выглядит оптимальной. Вместо простого увеличения прямых налогов осуществляется институциональный переход налогового и таможенного администрирования международных почтовых и курьерских отправлений, в частности товаров низкой стоимости, к комплексной национальной системе перемещения товаров через границу на основе «модели продавца».