UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ключ от "украинского прорыва" к 20-ке самых развитых стран лежит "под сукном" налоговой реформы

С принятием Налогового кодекса целый ряд старых проблем налоговой системы решить не удалось. Более того, прибавились и новые проблемы. Однако для задекларированного властью еще в начале 2010 года "украинского прорыва" - вывести Украину через десять лет в двадцатку самых развитых стран мира - нужны радикальные экономические реформы, и первая из них – налоговая.

Результаты исследования, проведенного Институтом стратегических оценок при президентском фонде "Украина", действительно свидетельствуют о стагнации налоговой реформы. Об этом в статье в ZN.UA пишет академик, д.е.н., директор ИСО Павел Гайдуцкий.

Украина входит в десятку стран с самыми сложными налоговыми системами, по оценкам PricewaterhouseCoopers. Налоговая нагрузка на экономику в Украине осталась на уровне 44%, тогда как в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), входящих в ЕС, - 30%. Тенизация экономики, по официальным оценкам Минэкономики, достигает 35%, по экспертным оценкам - 45%.

По подсчетам консалтинговой компании Boston Сonsulting Group, украинские предприятия ежегодно недоплачивают в бюджет 25 млрд долл. Соотношение налоговых потерь к ВВП достигает 20%, и по этому показателю Украина лидирует среди других стран рейтинга. Почти 20% прибыли скрывают от уплаты налогов. Только формализованные объемы налоговых льгот превышают 50 млрд грн.

Вместе с тем по количеству налогов Украина занимает 91-е место в рейтинге среди 185 стран мира, ежегодно обследуемых Всемирным банком, по налоговой нагрузке - 154-е, а по затратам времени на администрирование налога - 171-е место. В целом среди групп стран, своих ближайших соседей - ЕС, ЦВЕ и СНГ - у Украины наихудшие оценки эффективности налоговой системы и ВВП на жителя (рис. 1).

Возможно, сравнение со странами ЕС, в т.ч. со странами Центральной и Восточной Европы, входящими в евросообщество, недосягаемо для Украины? Но этого нельзя сказать о странах СНГ. Вместе с тем для большей объективности также сравним показатели налоговой эффективности Украины со странами, у которых аналогичный уровень ВВП на жителя по паритету покупательной способности (ППС). В эту группу стран с параметрами ВВП на жителя 3–6 тыс. долл. вместе с Украиной входят 35 стран из 185 обследуемых Всемирным банком. Кстати, в этой группе европейских стран единицы, в основном государства Центральной и Южной Америки, Юго-Восточной Азии, Северной Африки. Так вот, даже среди этих стран у Украины налоговая нагрузка значительно превышает среднюю по группе. В частности: а) по всем налогам - в 1,5 раза; б) по НДС и налогу на прибыль - в 1,3 раза; в) по налогу на труд - почти в 4 раза. При этом затраты времени на администрирование налогов в Украине почти вдвое выше средних по группе (рис. 2).

"Кто-то может заметить: а при чем ВВП к налоговой системе, где тут связь? А связь непосредственная и достаточно тесная", - отмечает П.Гайдуцкий. Так, в странах, находящихся в первой половине рейтинга, с более высокой оценкой эффективности налоговой системы, средний уровень ВВП на жителя составляет 29,2 тыс. долл, поясняет эксперт. Во второй половине стран, с более низкой оценкой эффективности налоговой системы, средний уровень ВВП на жителя - менее 5,3 тыс. долл. То есть средняя оценка эффективности налоговой системы по рейтингу во второй половине стран хуже в три раза, а ВВП на жителя - в шесть раз (рис. 3).

"Отсюда очевидный вывод: ключ от украинского прорыва к двадцатке наиболее развитых стран мира лежит "под сукном" налоговой реформы", - резюмирует академик.

Подробнее читайте в статье Павла Гайдуцкого "Налоговая реформа - вызов для Украины" в свежем номере "Зеркала недели. Украина". !zn

Читайте также:

Рада расширила сферу действия Налогового кодекса

Правительство хочет обмануть Всемирный банк "налоговой псевдореформой", считают эксперты

Рада отложила на год снижение НДС и рассрочила на три года снижение налога на прибыль