UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как работает теневой экспорт нефти из РФ?

Большие размеры русской нефти переливаются в море на другие суда.

5 февраля 2023 года начали действовать европейские санкции в отношении российских нефтепродуктов. Введенные меры предусматривали запрет на поставки в страны ЕС и установление «потолка цен» на бензин, дизельное топливо и некоторые другие продукты переработки нефти. Впрочем, в РФ нашли способы обхода этих ограничений. Об этом для ZN.UA пишет Сергей Куюн, директор ОАО "Консалтинговая группа А-95", в материале "Кто помогает России обходить нефтяные санкции, в том числе и за счет Украины?".

Из-за прекращения поставок по суше в Европу в первом квартале 2023 года экспорт ДП из российских портов увеличился на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Не имея возможности разгружаться в Европе, суда направляются в морские терминалы Турции, Саудовской Аравии, ОАЭ, Марокко и других стран. За несколько месяцев действия эмбарго тоненькие дизельные ручейки, текущие из России в эти страны, превратились в полноводные реки», - пишет автор.

Как объясняет эксперт, огромные объемы переливаются в море на другие суда (операция ship-to-ship, STS). В марте и апреле почти 20% объемов дизтоплива, отгруженного из России морем, меняло судно при следовании в порт назначения. Это позволяет сократить транспортные расходы на длинных маршрутах, а также использовать STS во избежание санкций. Сервисы отслеживания судов показывают, что наибольшие объемы операций STS осуществлялись у берегов Греции, Гибралтара и Того. После перегрузки танкеры с российским продуктом дальше направлялись в порты Саудовской Аравии, ОАЭ, Турции и Бельгии. По мнению трейдеров, в редких случаях во время STS операций российское дизтопливо может смешиваться с продуктом другого происхождения и больше не считаться российским согласно европейскому законодательству.

Например, в апреле более 90 тыс. тонн дизтоплива, поступившего по импорту из Турции и Румынии, имели задекларированное индийское происхождение. Половина из них пришла из порта Мармара. Однако, согласно данным сервисов мониторинга судов, последний раз в Мармару приходило судно из индийского порта 16 февраля. А последняя поставка индийского топлива в Турцию (порт Мерсин) была 30 марта, да и то только 33 тыс. тонн.

Читайте также: Полностью убрать российское топливо из ЕС и Украины не удалось

С другими материалами автора можно ознакомиться по ссылке.