UA / RU
Поддержать ZN.ua

Громады как кошелек государства, или Где брать деньги на войну?

Автор: Александр Сергиенко

Гражданское общество страны раскололось по вопросу затрат местных бюджетов, по крайней мере это видно из дискуссий в соцсетях. Эта коллизия наметилась давно и по разным поводам: устанавливать ли новогоднюю елку на Софийской площади в Киеве (то же и в других городах), сооружать ли мостик на Оболонский остров и, конечно, перекладывать ли пресловутую мостовую. Оппоненты местной власти устраивают регулярные протестные митинги во всех городах (не только в Киеве) под лозунгом «Все деньги на войну!».

Они требуют отдавать больше средств на ВСУ, однако кроме овощерезок, барабанов и мостовых, конкретных источников экономии не называют. Другая часть общества молчит, но, очевидно, считает, что город должен жить обычной жизнью даже во время войны, а отдавать на оборону по мере своих возможностей.

Так или иначе, перед первыми и вторыми должен встать экзистенциальный вопрос Уинстона Черчилля: а за что мы тогда воюем? Что должно идти на войну, а что на мир?

Читайте также: В Минфине рассказали главам местных громад, как искать средства, когда не хватает налогов

 

Идут ли деньги на войну?

Желание направить больше денег «на дроны» очевидно и понятно, но сторонники «бюджета войны» не называют конкретных статей расходов, которые можно вычеркнуть из городской сметы и направить на фронт. И для начала надо понять, как можно это сделать вообще.

Бюджет любой местной громады должен выполняться согласно полномочиям местной рады и ее исполнительного органа. В законе «О местном самоуправлении в Украине» установлено 318 таких полномочий. Любая самодеятельность здесь невозможна — прокуратура сразу открывает производство о нецелевом использовании бюджетных средств. Есть всего две статьи указанного закона, которые касаются обороны страны: статья 36 «Полномочия в области оборонительной работы» и статья 361 «Полномочия по организации и обеспечению гражданской защиты». Вторая статья прямо не касается помощи армии. Если говорить о первой, то в ней предусмотрены исключительно делегированные полномочия, то есть по доверенности других органов власти, и это преимущественно вспомогательные меры вроде содействия, организации и т.п. Только один пункт более или менее действенный: «помощь в организации производства и поставок в армию предприятиями и организациями, принадлежащими к коммунальной собственности, заказанной продукции, услуг, энергоресурсов», но опять же по указанию свыше.

Читайте также: Кабмин решил изъять военный НДФЛ из бюджета громад

Таким образом, Киеврада и КГГА, согласно закону, не могут прямо расходовать бюджетные средства на закупку оружия и боеприпасов. Однако, как известно из СМИ, Киев, как и другие города Украины, все время с начала войны делал это весьма активно. Суммарно затраты местных бюджетов, связанные с безопасностью и обороной, составляют 52,28 млрд грн. 

Вклад столицы в эти затраты — 6,2 млрд грн. Кроме того, Киев привлек от иностранных партнеров и благотворителей и передал ВСУ 169 авто, 2400 бронежилетов, 2 тысячи аптечек, БПЛА, медоборудование, медикаменты, продукты питания и бесчисленное количество дронов. Поскольку все это передавалось в натуральном виде, подсчитать стоимость этой помощи невозможно. Более того, столица выплачивает материальную помощь киевлянам-защитникам и их семьям — 800 млн грн в 2023 году и более 500 млн грн на приобретение квартир для защитников и их семей. 

Как власть Киева обходила указанные законодательные барьеры? Единственным  возможным способом — прямыми субвенциями на счета МО и военных частей и отдельно через городскую бюджетную программу «Защитник Киева», связанную с силами ТрО. Известно, что в столице сформировали две бригады ТрО, отряды ДФТГ и легендарные 3-ю и 5-ю киевские ОШБр — две последние с начала войны обороняют Украину под Бахмутом. Всем этим формированиям город помог с необходимой экипировкой, горючим и другим инвентарем.

Поэтому обвинение властей Киева в отсутствии помощи ВСУ «несколько преувеличено». Почему же тогда вокруг этот вопроса поднялась такая буча? 

 

Зарождение «партии войны» и анатомия бюджета Киева

Скандальные закупки овощерезок и барабанов послужили причиной общего негодования в информпространстве, но мало кто обратил внимание на то, что провели их ставленники Банковой распорядителями средств районных бюджетов являются именно главы РГА, которых назначил президент Владимир Зеленский.

Но, конечно, стоит вопрос: как распределяются средства бюджета между городом и районами? Доходы бюджета Киева на 2024 год запланированы на сумму более 72,6 млрд грн, расходы — свыше 85,3 млрд грн, из них расходы городского бюджета составляют 2/3, то есть 56,5 млрд грн, а бюджеты районов — 1/3, то есть 25,5 млрд грн. Последние идут только на образование, социальные услуги, содержание заведений культуры и спорта, отчасти на эксплуатацию и обслуживание жилищного фонда.

Читайте также: Новое укрытие за несколько дней: как регионы покупают модульные убежища

Так что, бюджеты районов финансируют незначительную часть потребностей города. Самые заметные доли расходов идут на здравоохранение и социальную защиту и соцобеспечение — по 10%, на содержание жилищного и коммунального хозяйства — 7, на образование — 6, на остальные направления выделяют от 0,1 до 4%. А вот наибольшую часть расходов города составляют потребности транспортной отрасли — 39%, это более 22 млрд грн. В эту сумму входят расходы на содержание и развитие транспортной инфраструктуры — 5,3 млрд грн, так называемое регулирование цен на проезд в метро и наземном транспорте, проще говоря, дотация на покрытие разницы между стоимостью билета и себестоимостью проезда составляет 5,2 млрд грн, но самая большая сумма (9,2 млрд грн) скрывается за словами «другие меры в сфере электротранспорта». На самом деле это средства, которые предусматриваются на закупку новых вагонов метро, троллейбусов и трамваев. При дефиците бюджета почти 13 млрд Департамент транспортной инфраструктуры надеется получить средства на закупку через ЕБРР.

Так что, кроме значительных затрат на транспортную отрасль, о проблемах которой ZN.UA уже писало, структура бюджета Киева-2024 мало отличается от бюджетов минувших лет, но разница все-таки есть…

Как в свое время брусчатка, так и сейчас планы киевских властей установить стеклянные павильоны на остановках общественного транспорта вызвали бурю эмоций в социальных сетях, хотя таких в столице — сотни. Основное возражение — почему не бетонные укрытия? Объясняю: ГСН на такие компактные укрытия отсутствуют, а самодеятельность в этом случае незаконна и недопустима — если подобная «халабуда» рухнет от ударной волны, отвечать будут все, кто имеет отношение к ее сооружению. Некоторые города тем не менее их устанавливают. В Киеве тоже есть пилотный экземпляр такого «самопального» укрытия, созданный КГВА, но он выглядит ужасно, занимает много места и на остановке явно не поместится. Но вопрос к власти столицы: зачем в обстреливаемом городе сейчас устанавливать стеклянные павильоны? — не бессмысленен, конечно.

 

Страсти вокруг военного НДФЛ

Бюджет Киева-2024 принят с дефицитом 12,7 млрд грн, или 17,5% доходов. Можно предположить, что причина такого разрыва — закон №10037, который президент Владимир Зеленский подписал 17 ноября прошлого года, лишив местные бюджеты так называемого военного НДФЛ. Ради справедливости стоит вспомнить, что бюджет Киева на 2023 год тоже принимали с дефицитом 20 млрд грн, однако понятно, что изъятие военного НДФЛ больно ударило по всем городам, в частности (а может, прежде всего) и по Киеву, который недосчитался 7 млрд грн доходов.

Согласно Бюджетному кодексу, налог на доходы физических лиц платят предприятия и учреждения по месту их регистрации. Сюда до недавнего времени относились и военные части, но с 1 октября часть этого налога, которую они платили по месту формирования, центральная власть стала забирать себе — в Госбюджет.

Читайте также: Принятие законопроекта 10037 – яркий пример авторитарных методов управления в государстве – Ганущак

Это резонансное событие, поскольку изменения в БКУ вносят задним числом. Во-первых, это откровенно противоречит Конституции Украины. Во-вторых, это противоречит принципам децентрализации — средств местных бюджетов должно быть достаточно для выполнения полномочий местных рад, установленных законом. И, наконец, в-третьих, правки к БКУ разрушают целостность налоговой системы, то есть власть действует по рецепту «здесь играем, здесь не играем, а здесь рыбу заворачивали». Верховная Рада, повысив остаток «невоенного» НДФЛ с 60 до 64%, лишь подсластила пилюлю местным громадам, поскольку этих дополнительных 4%, которые ВР якобы дарит местным, явно не хватает на расходы за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотвод, природный газ и другие энергоносители. И что показательно, Киеву эту 4-процентную пилюлю не подарили. Более того, в политическом плане, забрав у громад часть НДФЛ, КМУ и ВР фактически расписались в собственной невозможности финансировать Вооруженные силы Украины

Комментируя принятие бюджета Киева-2024, Виталий Кличко прямо бросил камень в огород Банковой: «Государство нас фактически лишило возможности помогать военным, забрав «военный» НДФЛ. Но мы продолжим искать возможность помогать нашим защитникам». 

Демарш понятен, поскольку финансирование ВСУ явно — обязанность Государственного бюджета, а городской бюджет должен в первую очередь обеспечивать жизнедеятельность города. Однако в бюджете Киева на 2024 год запланировано выделить 1 млрд грн на городскую целевую программу «Защитник Киева». 

1 млрд грн — сумма немаленькая, учитывая 13-миллиардный дефицит бюджета, но именно он почему-то послужил причиной бурной реакции сторонников президента. «Марафонный» телеканал ТСН на своем сайте поместил статью «Киев выделил из бюджета на ВСУ всего 1%: скандал набирает обороты». Это откровенная спекуляция и обман. Показательны в этом смысле результаты голосования за бюджет, облетевшие Интернет: «за» проголосовали все фракции, кроме… «Слуги народа», из которой только один поддержал решение, остальные восемь членов фракции были против или не голосовали. Из этого становится понятно, откуда растут ноги протестующих на Крещатике.

 

Печальные выводы

С лозунгом «Все деньги — на войну!» можно было бы согласиться только в одном случае: если бы мы были уверены в близкой победе. Тогда следовало бы рискнуть всем: закрыть школы и университеты, больницы и поликлиники, остановить прожорливое метро и ходить на работу пешком, то есть перечеркнуть все мирные расходы и бросить их на ВСУ. Очевидно, что это невозможно. С другой стороны — война, как сказали уже все эксперты, превратилась в затяжную, и нам надо приспосабливаться к жизни именно в таких условиях — «жить как в Израиле»: учиться, работать, лечиться, ездить каждый день на работу, будто никакой войны нет. Тогда экономика работает, платятся налоги и именно из них финансируются Вооруженные силы Украины. Но для этого нужно, чтобы жизнедеятельность сел и городов была обеспечена — в кранах была вода, мусор вывозился, а на дорогах не было ям. В частности надо перекладывать и мостовую. Если кто-то этого не понимает, то это его проблемы, а не городской власти.

На этом фоне мало кто знает, что затраты на оборону в Государственном бюджете на 2024 год сократились на… 600 млрд грн. Так что возможно, митингующие с Крещатика ошиблись адресом и на самом деле им стоит идти на Банковую?

Здесь всем нам надо задать себе сложный вопрос: приближаем ли мы своими протестами и демаршами, откровенными спекуляциями или честной критикой победу? Или наоборот — вносим раздор в наше и без того напряженное общество?

Отвечая на эти вопросы, можно подтолкнуть ситуацию в сторону развития демократии или в противоположном направлении — к авторитарному правлению. И тогда без третьего Майдана не обойтись… Если уцелеем.