UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бюджетная реформа оставляет схему вывода из местных бюджетов основного налога

Местные бюджеты недополучают огромные деньги из-за схемы при уплате НДФЛ.

Местные бюджеты недополучают значительные суммы от налога на доходы физлиц

Предложенная правительством бюджетная децентрализация оставляет возможность более активно использовать коррупционную схему по выводу средств из местных бюджетов путем получения предприятиями налогового кредита за счет неуплаты налога на доходы физлиц (НДФЛ). Для ее ликвидации необходимо было бы ввести декларирование налога на доходы физлиц налоговыми агентами.

Об этом в статье в ZN.UA пишут Иван Сикора, директор Фонда "Відкрите суспільство", и Валентин Дубкивский.

Эксперты напоминают, что налог на доходы физических лиц является основным для местных бюджетов, обеспечивая 70% всех налоговых поступлений (98% доходов в районных бюджетах, по областям в целом - до 78–80%, в Киеве - 40–45% доходов).

Согласно замыслу чиновников, в рамках децентрализации именно НДФЛ станет предметом выравнивания (для бюджетов городов областного значения, районов - 60%, областных - 15, Киева - 20%).

Как обращают внимание Сикора и Дубкивский, сегодня некоторые предприятия (преимущественно крупные налогоплательщики на сельских территориях) используют коррупционную схему получения налогового кредита за счет местной общины путем "простой" забывчивости – неуплаты НДФЛ, ключевого источника поступлений в местные бюджеты.

Схема по НДФЛ работает достаточно банально, отмечают эксперты.

В частности, отчитываясь перед налоговыми органами по НДФЛ, сегодня плательщик, по-сути, не несет юридических обязательств перед государством и гражданином по его уплате в местные бюджеты.

Это происходит потому, что не подается декларация по этому налогу (существующая сейчас форма 1-ДФ не имеет такого статуса).

То есть налоговый орган не имеет права учитывать как задолженность перед бюджетами и принудительно удерживать с налогового агента незаконно задержанные им платежи по НДФЛ. Налоговики могут разве что по результатам конкретных проверок подать на такого плательщика в суд и судиться с ним годами.

Задолженность по этому налогу перед бюджетами всех уровней, отмечают эксперты, по разным оценкам, по Украине может превышать 1 млрд гривен. При этом в некоторых случаях сумма долга одного предприятия достигает половины собственных годовых доходов общего фонда районного бюджета, где он расположено.

Чтобы избежать этого, по мнению экспертов, необходимо ввести декларирование налога на доходы физических лиц налоговыми агентами (работодателями).

Больше читайте в статье "Блужданье между тремя налогами, или Что делать с ключевыми источниками поступлений в местные бюджеты?" в свежем номере "Зеркала недели. Украины". !zn