UA / RU
Поддержать ZN.ua

Близкие к власти собственники АЗС меньше ощущают падение продаж бензина

Не все операторы рынка нефтепродуктов потеряли продажи. Легче переносят кризис те, кто имеет доступ к государственным ресурсам либо попросту "бодяжит".

Абсолютное большинство сетей АЗС подсчитывает минусы от падения продаж бензина. Но есть и исключения из правил, например, - сеть БРСМ и "приватовские" заправки. Об этом в своей статье для ZN.UA пишет директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

Если говорить о первой десятке розничных сетей, то лидером падения стала компания Shell, недосчитавшаяся в январе-июле трети продаж по сравнению с прошлым годом (в последние четыре месяца падение составляет около 40%).

В отличие от международного бренда, понятны причины потерь донецкой "Параллели" (30%), в которой из 117 станций 54 АЗС не работают - там война.

Российские бренды ТНК и "Лукойл", вопреки призывам бойкотировать их станции, пока держатся в тренде рынка, потеряв за семь месяцев около 25% наличных продаж. Если же верить президенту "Лукойла" Вагиту Алекперову, то за полугодие 2014-го снижение продаж составило 38% (в данном случае речь может идти и об оптовых поставках).

Есть основания предполагать, что результаты общественного протеста будут проявляться все ярче. В частности, и по отношению к "Лукойлу", автозаправочные станции которого уже подверглись пока лишь набегам особо радикальных активистов. Но уже в июле 2014 г. падение продаж на АЗС "Лукойла" составило 40% по сравнению с 2013-м. В этом же месяце компания заявила о продаже топливного бизнеса в Украине.

Примерно с одинаковым результатом финишировали крупнейшие украинские сети WOG и ОККО, потеряв 10–13% наличной реализации.

"Характерно, что неплохой, как по нынешним временам, результат был достигнут сетями, позиционирующими себя в максимальном ценовом сегменте. Похоже, потребитель начинает осознавать, что скупой платит дважды", - отмечает эксперт.

Абсолютный рекордсмен по росту продаж - сеть БРСМ, которую связывают с экс-министром энергетики Эдуардом Ставицким. Продажи в этой сети выросли по сравнению с прошлым годом на 60%, что стало результатом интенсивного "почкования" АЗС в период политического расцвета нынешнего гражданина Израиля Эдуарда Ставицкого.

При этом непонятно, каким образом сеть АЗС, не имеющая собственной переработки, удерживает минимальный уровень цен на нефтепродукты? "Ответ, очевидно, кроется в том, что на нефтебазы БРСМ десятками тысяч тонн прибывают стабильный бензин, газоконденсат и октаноповышающие присадки к бензинам", - отмечает Куюн.

Все понятно и с другим исключением из правил - крупнейшей сетью станций страны, объединяемой днепропетровской группой "Приват". В этом году она смогла переломить тенденцию последних лет и впервые нарастить наличные продажи - на 12,5%. Низкая цена на бензин и ДТ как залог такого результата стала возможна благодаря 15%-процентному дисконту, с которым группа "Приват" приобретает на аукционах всю нефть наполовину государственной компании "Укрнафта".

Правда, в этом году "Приват" немного не рассчитал, и в сети стали случаться перебои с топливом. А 23 июля около 1000 АЗС группы "Приват" были остановлены на "инвентаризацию", которая совпала (?!) с периодом обсуждения правительственных инициатив по увеличению ренты на добычу нефти.

Какую роль сыграла эта остановка, уже не важно, но ренту в итоге законодатели повысили до 70%, как изначально предполагали. Правда, не так радикально, как предлагал Кабмин при второй попытке (с 39 до 50% от рыночной стоимости), а всего до 42%.

"Если в этом была задумка, то Игорь Коломойский дорого заплатил за этот фокус, потеряв в июле около 10% наличных продаж, или 12 тыс. т, по сравнению с июлем 2013 г. Оценочно это $ 1–1,5 млн прибыли, но повышение ренты до первоначально предложенных правительством значений грозило перемещением из контролируемой "Укрнафты" в государственный карман почти миллиарда гривен", - пишет Куюн.

Больше читайте в статье Сергея Куюна "Глуши мотор" в свежем номере "Зеркала недели. Украина". !zn