По заброшенной, замусоренной балке, отделяющей Одессу от Крыжановки, сточные воды выносят в море уличную грязь поселка Котовского, а вместе с ней попадающие туда нечистоты, в том числе, от близлежащих дач и сельских домов. Сточная труба обрывается у самой кромки воды на пляже, и смрадный ручеек журчит прямо в море. После обильных дождей он превращается в мутную мощную реку, несущую потоки "бесхозяйственности" навстречу морским волнам. И так много лет подряд.
Весть об этой сточной канаве грянула прошлогодней весной. Хотя заговорили о ней вслух еще перед выборами в Верховную Раду осенью 2012 года. Дело в том, что неподалеку от сточной трубы, где-то метрах в трехстах восьмидесяти, морскими водами омывается и берег Украинского детского центра "Молодая гвардия", нашего второго "Артека", теперь уже единственного. А потому проблема эта обрела остроту звучания, прогремела по всем местным телеканалам: "Экологическая катастрофа под Одессой", "Всеукраинская здравница в опасности". И так далее. Кто только не пиарился на этой проблеме и не бил себя в грудь. С тех пор прошло два года, и вновь выборы, и вновь народные избранники говорят об экологической катастрофе, угрожающей единственному в Украине детскому центру "Молодая гвардия". Уже полетели письма в Генпрокуратуру с требованием привлечь виновных к уголовной ответственности. В том числе и за то, что берег моря усеян тоннами гниющих водорослей и непригоден для отдыха.
Скажу сразу: периодическое нашествие водорослей, а наблюдается это явление по всему одесскому побережью который год подряд, связано, как неоднократно поясняли ученые, с изменением климата. К слову, такие зеленые "поля" доставляют хлопот курортным городам по всему миру. По сообщению СЭС, скопление водорослей, в том числе, возле детского центра "Молодая гвардия", не является причиной для запрета купания в море.
Меж тем, виновник цветения моря найден. Это Крыжановский сельсовет и лично его глава Наталья Крупица. Председатель сельсовета сделала пляжи "Молодой гвардии" непригодными для отдыха и должна быть наказана. Таков лейтмотив свежего депутатского запроса нардепа В.Иляшенко, направленного в Генпрокуратуру.
Все дело в том, что Крыжановский сельсовет, борясь с другой, куда более сложной проблемой - оползнями, соорудил в море оградительную буну (поперечную 220-метровую каменную насыпь), дабы остановить сползание в воду целой сельской улицы.
Село Крыжановка, изрезанное балками и оврагами, стоит на самом берегу. В последние десятилетия этот некогда рыбацкий поселок двигался все ближе и ближе к морю. В итоге сорок пять жилых домов оказались у края обрыва. Берега тут глинистые, в ряде мест крутые. А потому оползни - старая болезнь села. Но лечить ее взялись только теперь, простым и распространенным в мире способом, частью которого является буна.
Вот вокруг этой самой буны, а не сточной канавы, и разгорелись нешуточные страсти. Бурлят они третий год подряд, с тех пор как сельсовет соорудил эту дамбу осенью 2012 года. С приходом пляжного сезона волна общественного гнева закипает с новой силой. Особенно жарким был нынешний сезон: круглые столы, пресс-конференции, заявления. Дело дошло до взаимных обвинений и даже оскорблений. Казалось, еще немного - и произойдет мордобой. Словом, разъяренная общественность требует снести "злополучную" буну.
Намудрили?
Соль конфликта в том, что буну расположили в районе выхода этой самой сточной трубы. А потому жители близлежащих домов и дач уверены: буна сдерживает обмен воды, образовав "заводь" для гниения водорослей, оттого море у берега превращается в зловонную клоаку. "Запахи ужасные, - возмущались они. - Не то что купаться, находиться возле моря невозможно. Мы окна в своих домах не можем держать открытыми. Раньше, до появления этой буны, такого не было". Словом, берег моря стал непригодным для отдыха.
К тому же буна, по их словам, изменила движение вдольбереговых наносов. И теперь песок, который перехватывает эта каменная насыпь, намывает пляж у ее основания, то есть, по обе стороны сточной трубы. А возле "Молодой гвардии" происходит обратный процесс. Пляж съедает море, и он катастрофически сужается. Если не принять мер, считают местные жители, то широкий песчаный берег детского центра в скором будущем превратится в узкую полоску.
Словом, по мнению противников буны , сельсовет намудрил с ее длиной и местом расположения. В качестве главного аргумента они представили заключение заведующего кафедрой физической географии и природопользования Одесского национального университета им. И.Мечникова, профессора Ю.Шуйского, который считает, что проект берегозащиты "выполнен и реализуется с явным непрофессионализмом и грубыми просчетами".
"А знаете, почему сельсовет сдвинул буну на несколько сот метров от улицы Приморской, которую укрепляет? - спрашивали люди и тут же поясняли: - Чтобы намыть песок для участка фирмы "Панаир 3000", которой сельсовет передал берег моря на 49 лет в аренду. Говорят, для строительства высотной гостиницы. Хотя берег в этом месте пологий, в защите не нуждается. А заодно и для гостиницы Скобленко. Это депутат Одесского горсовета. Его отель у самой воды. Шторма здесь уничтожили пляж и били в самые стены. Меж тем, улица Приморская оказалось незащищенной".
Убогие берега
Понятно, что любое дело не терпит дилетантства. Что уж говорить о таком сложном процессе, как укрепление берегов. Море не прощает бездумного вмешательства человека в его экосистему. Парадокс, однако, в том, что буну и весь комплекс берегоукрепительных работ в Крыжановке проектировали как раз специалисты, причем высокого уровня, признанные мэтры и уважаемые в Одессе люди. Координатором и вдохновителем проекта стал Юрий Верба, эксперт, специалист с 35-летним стажем научной и практической работы в области динамики морских берегов и противооползневого строительства.
"Все расчеты выполнены точно, - говорит Ю.Верба. - Буна вовсе не длинная, а короткая. Ее размеры рассчитаны по специальным формулам и зависят от силы ожидаемых штормов, ледовых нагрузок, уклонов дна и других характеристик береговой зоны. В таком исполнении она способна удерживать от размыва пляж большой протяженности".
По словам эксперта, общественность введена в заблуждение и в отношении загрязнения моря и размыва берега. "Буна водопроницаема и никак не может мешать обмену воды, - поясняет он. - Напротив, сделанная из крупного природного камня, она способствует очищению моря, создает условия для повышения биомассы и разнообразия морских организмов. А нашествие водорослей просто совпало со строительством буны. Когда начали сыпать камень в море, берега уже были покрыты густым зеленым слоем. Водоросли надо убирать, другого способа в мире не придумали".
О размыве берегов Верба прочел целую лекцию. Если коротко, то шторма стали съедать их с особым рвением после того, как коммерсанты взялись застраивать северо-восточную часть Одесского залива элитными поселками. И на мысе Е (это восточнее "Молодой гвардии" и Крыжановки) соорудили яхт-клуб. То есть, задолго до появления буны.После чего и без того теряющий массу крыжановский берег за четыре года уменьшился более чем на 20 метров. А восточный берег "Молодой гвардии" сузился на 4,5 метра. Эту закономерность отмечает не только Ю.Верба, но и другие специалисты.
Однако разъяренная общественность не принимает доводы, созвучные позиции Вербы и руководства Крыжановки. Круглый стол в одесском Доме ученых, организованный сельсоветом в конце июля этого года, показал: люди агрессивно настроены против проекта и не желают слышать аргументы ученых. Буна - это зло. Точка.
Проект оброс негативом
Все дело в том, что буна с самого начала попала под "обстрел" в связи со страстями, кипевшими в Крыжановке в предвыборном 2012 году. Буна стала частью "Народного бюджета", с помощью которого пиарились кандидаты от власти. Вот оппозиция и развернула против нее борьбу.
Вначале говорили, что строят пирс для катеров, элитные коттеджи и выход к морю закроют заборами.Что это "странное сооружение" построено без разрешительных документов. Позже стали утверждать, что государственная экспертиза выдана на один проект, а реализуется другой. Дальше - больше. Общественность выяснила, что проект разработала одесская организация "Проектгидрострой", а надзор осуществляла компания из Николаева "Укрмажор-дом", принадлежащая одному функционеру. В действительности проект вел Верба. Выяснилось, что тендер выиграла неизвестная компания - ООО "Энергоремонт и Инжиниринг", которая, заполучив проект, тут же наняла подрядчика - одесскую строительную компанию. А после того как финансирование прервалось, умыла руки. Словом, за три летних сезона проект оброс невероятным количеством негатива. И теперь, чтобы "очистить" буну, одних пояснений мало.
В сельсовете мне выложили все тома проекта и рабочей документации. Они их хранят в сейфе как зеницу ока. А еще отчет государственной экспертизы. Согласно документам, каменно-набросную буну (221 м на 5 м) построили там, где и запроектировали - на западной границе села, чтобы удлинить пляжную полосу до 800 метров и увеличить рекреационный потенциал морского побережья Крыжановки. Хотя протяженность укрепляемого склона - 460 метров. Его должны были сделать пологим, озеленить и закрепить гранитно-каменной наброской и песчаным пляжем шириной до 20 метров.
Проект имеет раздел ОВОС (Оценка воздействия на окружающую среду) и заявление об экологических последствиях реализации проекта. Но все это касается периода строительства. Что будет после? Материалы такой информации не содержат. Экологическая экспертиза отдельно тоже не проводилась. Но в отчете черным по белому написано: "Реализация проекта положительно скажется на качестве морской воды в районе проведения берегоукрепительных работ". Под заключением ГП "Укргосстройэкспертиза" стоит и подпись ведущего эксперта по экологической безопасности. При этом эксперты рекомендовали при получении разрешения на производство работ на землях водного фонда выполнить все необходимые согласования. В сельсовете же пояснили, что для проекта такой категории экологическая экспертиза не обязательна.
Такие дорогостоящие и сложные проекты как берегоукрепление - это дело государства, а не сельского совета, считает Крупица. "У нас нет для этого специалистов, говорит она. - Тендер мы тоже проводили впервые. Выиграла фирма, которая предложила самую низкую цену. По-другому было нельзя, ведь на первом плане ценовая политика".
Отмечу, стоимость проекта - 24,6 млн грн, из них на буну приходится 2,6 млн. Выигравшая тендер компания взялась выполнить все работы за 19,5 млн.
В целом же, в сельсовете гордятся своим проектом. "Он социальный, для людей, - продолжает Наталья Крупица. - У нас будет современная набережная, широкие пляжи и буна-променад. Мы ее благоустроим и сделаем прогулочной зоной. А не частные вилы и заборы на берегу". Чтобы все это реализовать, сельсовет отменил решения предыдущей власти о выделении фирме "Гранд сервис", той самой, которая построила гостиницу на песке, 3,5 гектара прибрежной зоны. "Где вы такое еще увидите!" - восклицает Крупица. И добавляет: "Хочу подчеркнуть, при этом деньги на проект сельсовет не выпрашивал у государства, а выделил из своего бюджета". Уточню: с помощью областной власти вытянул из госказначейства накопленные и нереализованные остатки прошлых лет. Но выборы закончились и деньги, похоже, тоже. Во всяком случае, финансирование проекта прекращено осенью 2012 года.
Две стороны
одного берега
В Крыжановке мне пришлось побывать в самый разгар курортного сезона. Скажу сразу, в тот летний день нашествия водорослей не наблюдалось. Вообще-то их пик пришелся на 2012 год. Берег опоясывала лишь узкая "зеленая полоска". Не было и неприятного запаха от моря. Стояла солнечная, жаркая погода. На пляже, который буна, по словам жителей, превратила в безлюдную пустыню, стояли легковушки, загорали и даже купались отдыхающие, хотя вода имела не совсем приглядный вид. Сама буна - каменная насыпь, утрамбованная сверху, походила на недостроенную дорогу в… море. На самом ее краю двое мужиков ловили рыбу.
По другую сторону буны, на крыжановском пляже водорослей почти не было, вода выглядела чище, светлее, и людей было больше. В метрах 150 от буны находится частный отель (о нем упоминалось выше). Здесь пляж был заполнен отдыхающими. А дальше шел крутой поросший травой и кустарниками склон. Тот самый, пугающий людей оползнями, осыпями и обвалами. На верхнем плато, сразу за обрывом начиналась дорога, а за ней - жилые дома, улица Приморская, которую и спасал сельсовет. Внизу, у подножия склона тянулась вдоль всего берега такая же, только поуже, каменная насыпь, на которую накатывали волны. От намытого песка и пляжа не осталось и следа. А место, подготовленное под будущую набережную, которая должны была украсить берег, поросло травой.
Дальше, там, где заканчивался этот крутой склон, в море на расстоянии ста с лишним метров от берега красовалась другая гранитно-каменная насыпь в виде ковша, а в центре ее виднелся зеленый островок. Возле этой дамбы - широкий пляж, отдыхают люди. В этой части крыжановского берега частная компания "Югспецстрой-77" собиралась построить элитный коттеджный городок со стоянкой для яхт и катеров. Но работы с конца 2012 года тоже не ведутся. Как пояснили в сельсовете, этот "ковш-ловушка" стянул весь завезенный ими песок с берегозащитного пляжа в районе улицы Приморской.
Сооружение "ковша" - отдельная история. Тут свои страсти, которые внесли определенную лепту в конфликт вокруг буны. Когда общественность боролась против ее возведения, жители Крыжановки вместе с сельсоветом воевали против проводимых фирмой "Югспецстрой-77" берегоукрепительных работ на соседнем участке. Для намыва территории коммерсанты, помимо глины и камня, высыпали в море приличное количество строительного мусора вперемешку с кульками, бутылками и прочим хламом. Было засыпано около гектара территории моря. К слову, проект компании "Югспецстрой-77" получил положительное заключение Минприроды. Так что "одобрямс" чиновников еще ничего не значит. В конечном итоге сельсовет в апреле этого года отменил все решения предыдущей власти, связанные с передачей этой компании в аренду 3,5 га земли для проведения противооползневых и берегоукрепительных работ и размещения рекреационных объектов.
Местные власти уверены: активность части граждан, проживающих в основном не в Крыжановке, а в садовом товариществе "Приморье", расположенном в границах Одессы, проплачена как раз хозяином этой самой компании.
Нет системного подхода
Крыжановский конфликт, на первый взгляд локальный, на самом деле вскрыл целый пласт системных проблем, связанных с развитием побережья. А буна лишь выпятила и подняла их на поверхность.
Итак, коммерческие структуры сегодня осваивают берег, как частную вотчину. А государственные структуры при этом не контролируют и не несут никакой ответственности за процессы, происходящие в береговой зоне. Между тем, строительство в море чего-либо может изменить береговую линию, съесть песчаные пляжи и даже разрушить прибрежные территории. О том, что локальных проблем не бывает, если речь идет о берегозащите, давно твердят ученые и специалисты. Но кто их слушает. За берегами никто не следит. Нет такой структуры. Одесское областное противооползневое управление давно упразднили. Варварское освоение побережья, хаотичная застройка приводят к тому, что появляются сползающие в море рестораны, особняки и целые улицы.
После аннексии Крыма Одесчина стала главной украинской "базой отдыха". Но стать современным курортом мешает отсутствие комплексного подхода к развитию приморских территорий. Иначе как можно объяснить, что без малого 400 метров пляжной зоны между детским центром "Молодая гвардия" и Крыжановкой выпали из поля зрения одесских властей. Проблема ведь не только в том, что территория здесь никем не убирается. Хотя скопление и гниение водорослей в этом районе наделало много шума. Пляж брошен на произвол судьбы. В прошлом году на ряде интернет-сайтов появилось объявление о продаже в этом месте 1,2 га земли вместе с пляжем за 4 млн долларов. Кстати, кадастровая карта Украины показывает, что весь этот берег моря разбит на восемь участков и находится в частных руках. Так ли это? По данным областного управления Госземагентства, у них отсутствует информация о регистрации прав собственности на земельные участки за указанными на карте кадастровыми номерами.
От грязных ливневых стоков фактически страдает все одесское побережье, от Лузановки до Черноморки, где ливневую канализацию тоже превратили в бытовую. Каждое лето после обильных дождей СЭС выносит запрет на купание в море. Никто особого внимания на это не обращает. Даже горожане, не говоря о приезжих. Считается, что через несколько дней море само очистится. А потому качество морской воды на одесских курортах давно перешло в разряд третьестепенных проблем. Что уж говорить о бесхозных пляжах на окраинах города?
Надо сказать, что одесские власти вообще отстранились от конфликта вокруг буны, хотя первую скрипку в нем играют как раз жители Одессы, проживающие в этом районе. Поселок Котовского - одесская "спальня", находится за "спиной" у Крыжановки. В свое время эту часть города построили без ливневой канализации. Поэтому, когда идут сильные дожди, поселок заливает Крыжановку. В конце 70-х был разработан проект очистных сооружений со сбросом очищенных сточных вод в море на расстоянии более 2 км от берега. Но он так и остался лежать под сукном. Бросили трубу по дну Крыжановской балке и забыли о ней.
Весной прошлого года тогдашний депутат Верховной Рады, а ныне мэр Одессы Геннадий Труханов направил запросы в различные инстанции, чтобы они заставили местных чиновников заняться стоками. В итоге мэрия предусмотрела на этот год 300 тыс. грн на изыскательские работы для подготовки проекта системы канализации Крыжановской балки, но и только - казна пуста. Сегодня объединить усилия села, города и области предлагает Н.Крупица. Кстати, в самой Крыжановке вообще нет никакой канализации. Высокий уровень подпочвенных вод тоже вносит свою лепту в зыбкость склонов. Проект канализирования села разработан и прошел госэкспертизу, но с его реализацией тоже какие-то "вселенские" проблемы.
В общем, берегоукрепление в Крыжановке - это уже второй нашумевший проект, брошенный на произвол судьбы из-за прекращения финансирования. Еще свежо преданье о дорогущем глубоководном выпуске, который должен был вывести очищенные канализационные стоки в море. В том числе из поселка Котовского. Миллионы государственных денег вбухано, а трубы продолжают без толку лежать на дне моря. На берегоукрепительные работы в Крыжановке потрачено порядка 10 млн грн из сельского бюджета. Для завершения проекта необходимо еще столько же, если не больше, учитывая рост цен. Деньги у сельсовета есть, как уверяют крыжановские власти. Но они застряли насчетах госказначейства. С тех пор каждую зиму приходится гадать, выстоит частично укрепленный берег или нет, и тратиться на восстановление недостроенных берегоукрепительных сооружений, потрепанных штормами. Впереди зима и новые волнения.
Между тем, сегодня о возобновлении финансирования работ в Крыжановке речь не идет. Областные власти прониклись проблемой и пообещали общественности создать компетентную комиссию, которая разберется, что делать с буной. В общем, это надолго. А пока в крутом замесе экологии, экономики и политики будут искать истину, смрадный ручей продолжит журчать.