«Мы не знали, что это невозможно. Поэтому сделали...», — так амбициозно заявила в 84-м театральном сезоне творческая команда западных франковцев. И вот уже в юбилейном 85-м сезоне, открытие которого состоялось в конце прошлой недели и неслучайно совпало с днем рождения Ивана Франко, объявили «Сезон мечты». И сделали это в своем стиле — гостеприимно, масштабно и вместе с тем остроинтересно.
Открытие сезона собрало много представителей художественного сообщества: не только руководителей театров из Киева, Львова, Ровно, Хмельницкого, Черновцов, но и режиссеров, актеров, театроведов и просто друзей и партнеров театра. И если появление театралов из соседних регионов можно считать некоторым образом закономерным, то усиленный интерес гостей вызвал визит руководителя киевских франковцев Михаила Захаревича (одного из самых опытных руководителей в театральной сфере) и особенно руководителя бывшей русской драмы имени Леси Украинки (тоже столичной дислокации) Кирилла Кашликова, у которого раньше не было то ли творческой свободы, то ли возможностей посещать такие мероприятия.
Генеральный директор — художественный руководитель Ростислав Держипильский лично провел для гостей экскурсию по всем сценам театра. Если предложить угадать, сколько сцен охватывает словосочетание «по всем», думаю, назовут максимум три. А вот и нет. Их пять! Ровно столько сценических пространств есть у западных франковцев. Останавливаться они не собираются и уже мечтают (читай: планируют) организовать сцену еще и на крыше. А сейчас театр проявил готовность принять у себя всех желающих на основной сцене (в большом зале), камерной сцене (которую сделали фактически собственными силами, избавившись от арендаторов, которые продавали то ли сантехнику, то ли другой хлам в театре), на сцене-убежище (которую обыграли еще задолго до тревог), сцене Модильяни (фактически в репетиционном зале, который для спектакля об упомянутом гении трансформируют в отделение психиатрической больницы) и на сцене на грани. Ростислав Любомирович рассказал, что название самой новой сцене, той, что на грани (это буквально пространство под большой сценой), дал Олег Вергелис, который также придумал название и концепцию спектакля «Лесная песня на поле крови». Собственно, географически-франковская идентификация «западные франковцы» — это также идея Олега, который, вот так разделяя, вместе с тем одинаково сильно любил оба коллектива. Скоро будет год, как Олега не стало, и, помня об этом, руководитель западных франковцев сказал, что мечтает, объединившись с киевскими тезками, провести вечер памяти Друга, советчика и вдохновителя. Конечно, лучше бы этой мечты никогда не было, но…
Мечты, как известно, должны осуществляться. Именно этот постулат давно стал движущей силой творческой неугомонности западных франковцев. То они на сцене-убежище играют постапокалиптическую версию самой печальной трагедии Шекспира в экспериментальном формате (спектакль Romeo&Juliet), то они в Косов привезут запрещенную в свое время «Гуцулку Ксеню», что когда-то было неисполнимой мечтой Ярослава Барнича, то с реквизитом и костюмами много часов двигаются к руинам Пнивского замка на Надвирнянщине и там играют пьесу HAMLET. Дальше больше. Уже несколько лет подряд ко Дню независимости Украины покоряют одну из наивысших вершин Карпат — гору Поп Иван, чтобы сыграть спектакли там. Это лишь маленькая частица неугомонности, которая сразу приходит в голову. И вместе с тем они успевают следовать завету Кобзаря: «Учітесь, читайте, і чужому научайтесь, і свого не цурайтесь». В июне этого года они посетили воркшоп под руководством культового режиссера Словении Томи Янежича, не по Скайпу или Зуму, а вживую. Также хватило сил и организаторских способностей открыть сценическую площадку театра во Львове. Ну и нашлось время в плотном графике для обучения «чужому» в виде курсов английского языка (для всего коллектива театра!). Если кто-то и покорит театральную Европу, то, вероятно, это сделают наши англоязычные и талантливые гуцулы.
Сезон мечты обещает быть насыщенным, ведь западные франковцы обещают снова покорять творческие вершины, удивлять зрителей и пополнить репертуар спектаклями лучших режиссеров современности. Двенадцать премьер — именно столько анонсировал на открытии сезона генеральный директор и художественный руководитель Ростислав Держипильский. Так, в октябре будет реализована постановка романа Ирен Роздобудько «Зів’ялі квіти викидають» (сорежиссура Ростислава Держипильского и Назария Панива). Над драматургией французского философа Сартра будет работать литовский режиссер Йокубас Бразис. Испанский рыцарь Дон Кихот появится на сцене в интерпретации режиссера из Молдовы Михая Тарны. А уже в конце года будет издеваться над сценическими невестками Кайдашиха Ирма Витовская. И сразу после режиссуры семейных перипетий сварливой семьи Ростислав Держипильский планирует поставить сказку для семейного просмотра (название держат в секрете, но предполагаем, что там точно победит добро, а не распри). В январе 2024 года на камерной сцене молодой режиссер Назарий Панив, кстати, имеющий успешный опыт работы с мировой и украинской классикой, будет работать над постановкой по произведению Леопольда фон Захер-Мазоха. И хотя название спектакля сейчас не называют, предполагаем, что к Дон Кихоту в репертуаре присоединится «Дон Жуан із Коломиї» или даже «Венера в хутрі». Не пройдет и месяца, как у зрителей Ивано-Франковска появится возможность побывать на острове Святой Елены в компании «Наполеона і корсиканки». Над популярной на украинских сценах пьесой чешского драматурга Иржи Губача о ссылке французского императора будет работать главный режиссер Херсонского театра имени Кулиша Сергей Павлюк. К Шевченковским (мартовским) дням Ростислав Держипильский представит постановку по творчеству Тараса Шевченко. В апреле состоится премьера словенского режиссера Томи Янежича (результат упомянутого выше воркшопа), которая со временем станет частью международного фестиваля в рамках «Европейской культурной столицы 2025». Май — месяц интриги: запланирована постановка Назария Панива, однако здесь прогнозов не будем делать, поскольку никаких литературных зацепок у нас сейчас нет. Завершение «Сезона мечты» постановкой «Макбета» польского режиссера Майи Клечевской обещает стать началом Шекспировского фестиваля в Ивано-Франковске. Возможно, и киевские франковцы привезут запланированную в новом сезоне «Леди Макбет». Также заньковчане под руководством бывшего одессита Максима Голенко, который замахнулся на 15 премьер в новом сезоне, должны найти что-то шекспировское и «безстагнационное» для одной из сцен гостеприимных соседей.
Внимательные читатели, перечисляя грандиозные планы западных франковцев, наверное, заметили, что с творческой точки зрения все обстоит благополучно, а вот математически не сходится. Среди 11 анонсов не хватает одного спектакля. Собственно, его и не будут заявлять, поскольку он уже состоялся, и именно им открыли юбилейный 85-й сезон. Мечта первая сбылась — на сцене Ивано-Франковского театра появился спектакль одного из самых талантливых режиссеров Украины — Ивана Урывского.
Фридрих Шиллер «Коварство и любовь». Эту популярную классическую пьесу Урывский превратил в мистику с большим количеством символизма, не лишая сюжета, событий, интриг и, разумеется, коварства и любви, заложенных автором. «Сложная, чувственная, интересная, стильная, эстетичная, мистическая», — такими были самые первые отзывы в соцсетях о спектакле. Каждое из этих слов можно развить в отдельную рецензию, но оставлю это для тех, кто будет смотреть следующие показы (ближайший — 17 сентября).
Над всеми своими спектаклями режиссер работает с молниеносной скоростью. От читки (а иногда и без нее) до постановки мизансцен и затем целостного спектакля ему достаточно месяца. Шиллер не стал исключением. Хотя справедливо будет вспомнить, что попытка этой постановки у Ивана Сергеевича уже была в Одесском театре имени В.Василько. Сам режиссер признается, что эти спектакли похожи сценографически и концептуально. А вот зрители, которые успели увидеть спектакль, с удивлением говорят, что, несмотря на похожие декорации, отчасти музыку и костюмы, это два совершенно разных спектакля. И причина здесь в одном — в игре актеров.
Как бы там ни было, а за западных франковцев можно лишь порадоваться. Сезон мечты они начали ярко и обнадеживающе. И пусть все их мечты сбываются так, как они задумали, и не иначе. Они заслуживают этого.