Киев принимает гостей и участников 8-го Международного фестиваля документального кино о правах человека - Docudays UA. Форум продлится до 31 марта. Как и прежде, на все показы вход свободный (Дом кино). Сенсация этого фестиваля - уже нашумевший фильм о фанатах донецкого «Шахтера», среди которых олигархи и нищие.
На Docudays UA традиционно - хиты мировой кинодокументалистики, звездные режиссеры и успешные продюсеры. А также мастер-классы и обсуждения картин с режиссерами.
Фильм-открытие киевского форума - фаворит многих международных фестивалей «Другой «Челси»: история из Донецка» немецкого режиссера Якоба Пройсса. На открытие Якоб пригласил донецких шахтеров, героев фильма. Характеристика этого режиссера в СМИ весьма интересна: «Немец, который стремительно продвигается на Восток».
Он учился в Варшаве и Москве. Потом отбывал альтернативную гражданскую службу в Нижнем Новгороде. А еще Пройсс был наблюдателем на президентских выборах в Украине в 2004-м. «Другой «Челси»: история из Донецка» - его дебютная полнометражная лента о фанатах «Шахтера»…
Фильм довольно провокативный. Хотя изначально он задумывался как презентация стадиона «Донбасс-арена», канвой стал контраст между украинской элитой и шахтерами. В ленте показаны и роскошные интерьеры, и нищенский быт.
Критики говорят, что украинский документалист не снял бы такое кино. К тому же в ленте удачно использованы элементы анимации.
- Во время съемок в Донецке я разрывался между симпатией к своим главным героям - 55-летнему шахтеру Саше и 30-летнему бизнесмену Коле, фанатам «Шахтера» - и непониманием того, что происходит вокруг, - говорит Якоб Пройсс. - Очевидно, что некоторые украинские политики какую-либо ситуацию используют лишь во благо себе…
***
Фильмы на фестивале соревнуются в двух конкурсах: творческом и правозащитном. Каждый конкурс имеет призовой фонд. Соответственно работают два жюри.
В состав жюри вошли Улдис Секулис (Латвия), Мирослав Янек (Чехия), Марчин Кошалка (Польша), Манон Луазо (Франция), Алик Шпилюк (Украина).
- Программа насыщенная, - рассказывает ZN.UA программный директор фестиваля Геннадий Кофман. - Кроме конкурсных фильмов, большая специальная программа внеконкурсных показов. Перед организаторами фестиваля стояла проблема размещения фильмов в программе: на все не хватало места!
Традиционно очень популярны фильмы о беженцах. Еще - проблема адаптации и интеграции в Европу. По этим вопросам на фестивале будут и дискуссии, и обсуждения.
На что следует обратить внимание в рамках фестиваля? Прежде всего на ретроспективы фильмов членов жюри - Мирослава Янека (Чехия) и Марчина Кошалки (Польша). Интересна также программа «Новое кино Балтии». Покажем и эксперимент Павла Костомарова и Александра Расторгуева «Я люблю тебя». Во внеконкурсной программе - специальный показ фильма украинца из США Андрея Загданского «Мой отец Евгений».
Наша цель - не устраивать из фестиваля «кладбище кино», когда зритель не знает, куда бежать, что смотреть. Главная концепция -представить фильмы, которые формируют сегодняшний облик документального кино.
Что касается нашумевшей ленты о Ходорковском, хотели заполучить ее в программу. Но у продюсера уже есть договоренность с «Молодостью».
***
Общий бюджет фестиваля - около 2,5 млн. гривен. Docudays UA не коммерческий проект. Средства на проведение форума пришли от людей и организаций, которые поддерживают документальное кино и права человека. Около миллиона гривен организаторы получили от международных благотворительных организаций - фонда «Відродження», Национального фонда поддержки демократии (США), Вышеградского фонда, представительства ООН в Украине. Живо откликнулись давние партнеры - культурные центры, институции и посольства, которые из года в год очень охотно помогают в плане приезда иностранных участников фестиваля.
Из украинских организаций фестиваль поддержали - Харьковская правозащитная группа и Региональный центр «Життя».
- Жаль, что никто из представителей украинского бизнеса не поддержал этот проект, - говорит PR-директор Дарья Аверченко. - Все частные благотворительные фонды наших местных олигархов и депутатов ВРУ отказали в помощи. Такое впечатление, что они не заинтересованы в том, чтобы украинские граждане видели лучшие образцы документального кино из демократических стран, а также узнавали правду о жизни людей в этих странах.
Украинский бизнес не понимает, для чего нужно поддерживать и развивать права человека. А ведь гражданское общество не допустило бы кабального Налогового кодекса.
На нынешнем фестивале будет показан фильм «Правосудие для Сергея». Это картина о том, как английскую компанию, которая начала свой бизнес в России, защищал от разорения тамошними рейдерами юрист Сергей Магнитский. Его противозаконно упекли за решетку и там… уничтожили физически. В результате англичане потеряли бизнес в России. Два документалиста из Голландии сняли фильм о несчастном юристе. И сейчас показывают по всему миру.
***
Среди других ярких событий фестиваля - демонстрация лучших фильмов - Мирослава Янека и Луи Маля. О чехе Янеке говорят как о легенде чешской документалистики. Режиссер известен во всем мире прежде всего фильмом «Гражданин Гавел»: президент Чешской Республики предстает в нем не только талантливым политиком, но и разносторонней личностью, а также фанатом группы Rolling Stones. Последние фильмы режиссера «Хачипе» и «Верка» будут демонстрироваться на Docudays UA. Этот документалист 28 марта проведет в Киеве мастер-класс.
Луи Маль сыитается киноклассиком. На фестивале ожидается ретроспектива его фильмов в хронологическом порядке. Это спортивный привет из 60-х «Да здравствует Тур де Франс!», далее портрет Парижа начала 70-х «Площадь Республики» и фильм о жизни эмигрантов США в 1980-х «Стремление к счастью».
В этом году на фестиваль пожалует известный российский кинематографист Павел Костомаров. Зрителям он известен прежде всего как оператор фильма «Как я провел этим летом» режиссера Алексея Попогребского. Но Павел работает и как режиссер. В Украине Костомаров представит свои последние по времени фильмы: «Я люблю тебя» и «Вдвоем». Скандальный фильм «Я люблю тебя» Костомаров снимал в дуэте с режиссером Александром Расторгуевым. Ради этого проекта авторы пошли на эксперимент, раздав камеры обычным жителям Ростова-на Дону. Им они и предложили фиксировать свою каждодневную жизнь на видео.