Если Земля уже действительно устала вертеться...
Если племя майя ничего не напутало в своих календарных расчетах (относительно апокалипсиса 2012-го)...
Если Ларс фон Триер снял на эту же тему лучший фильм уходящего года («Меланхолия») - в жанре документальных пророчеств...
В общем, если завтра - кошмар...
…То что же мне делать? Только и останется: напиться, забыться. И, пожелав всем вам реактивной «сбычи мечт», встретить Новый год во всеоружии - «догрезив» о прежде несбыточном.
И вот, друзья, мой персональный мечтательный творческий замысел. С уклоном в новогоднее фэнтези. И с учетом всех пугающих «если».
«Если» 2012-й, действительно год фатальной кончины отродья людского, в таком случае немедленно требую - чуда!
Пусть хотя бы господа актеры, которых давно и покорно люблю, - пусть и эти «сыграют как в последний раз!» - то, что давно заслужили. То, что пока не сыграли.
И то, что «главным режиссером», т.е. Господом Богом, вроде предписано им всем доиграть (в новейшем опасном году, и не только).
Наш маленький новогодний «предапокалиптический» театр расположен по единственно верному адресу - проспект Мечты, дом №2012.
Люстры освободили от пыли.
Афиши пахнут типографскими красками.
Билеты раскуплены на год вперед: вплоть до 21 декабря (дата уже давно «забита» образованным племенем).
В театральном воздухе пахнет не закулисной грозой, а зрительскими предвкушениями.
И в это же время мои «друзья» из киевской «Леси» (проходя мимо касс) показательно крутят пальцами у висков - «А этот «Белинский» уже окончательно чокнулся?!»
...Вот с этого коллектива, пожалуй, и начнем.
Ваш выход, мадам!
Кого вы только ни играли - вплоть до нынешнего вожделенного премьерного вечера. И любимых женщин Евгения Матвеева играли (правда, в кино). И пламенных, всегда убежденных в своей правоте русских фемин (сценический репертуар 70-80-х).
В 90-е замечательно реализовали в инсценировке «Писем Асперна» Генри Джеймса, казалось бы, совершенно неожиданную для себя западноевропейскую тему. Тему всепоглощающей страсти, которая металл превращает в ржавчину, а древо в труху. Надежды на счастье (и на взаимность), единожды забрезжившие в одинокой душе той вашей давней героини, мисс Тины, так же «вдруг» угасали… Сгорали... Обращались в пустыню из пепла. И сутулый силуэт увядающей женской фигурки (в инвалидной коляске, в финале), казалось, «старел» прямо у меня на глазах...
…Ну вот как мне такое забыть?
Теперь же, Валерия Гавриловна (как многие догадались, обращаюсь непосредственно к г-же Заклунной), вам предстоит не менее важная партия в премьере-«мечте». Кабаниха в знаменитой пьесе А.Островского «Гроза»! Марфа Игнатьевна, богатая купчиха, вдова. Образ, который традиционно рисуют «темными» красками, так как и царство-то у Островского «темное».
Ваша трактовка, впрочем, другая, оригинальная. Едва представ в «явлении пятом» на нашей «сцене грез», вы очерчиваете образ женщины властной, но без хрестоматийных карикатурных гримас.
Прежде всего она - мать! И прежде всего руководствуется «материнской логикой» в отчаянной борьбе за сына, за семью. Соответственно, за патриархальные устои, на которых выстроен ее дом. Просто она слишком хорошо знает жизнь, чтобы сдаваться так просто - без боя.
«Что ж, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел!» И нет в ее голосе угроз или шантажа, а только - материнский укор. Так как ваша героиня и не «Кабаниха» вовсе (т.е. ожидаемое исчадие ада), а «Кабанова», как величает ее сам автор в начале произведения.
…«Ваша» Кабанова - не свирепа, а умна. Не кровожадна, а многоопытна. Жизненная мудрость вынуждает ее рядиться в одежды сварливости. Никак нельзя иначе. Иначе все рухнет. И дом, и остальные «устои».
Короче говоря, вы (с адвокатским напором) играете в этот вечер «просвещенного консерватора» и убежденного противника «демократических» преобразований (даже в отдельно взятой ячейке общества). И героиня ваша, в отличие от остальных персонажей пьесы, все-таки имеет прочную жизненную позицию. И потому выигрывает (в отличие от Катерины). Сценический костюм Кабановой - скромная роскошь. Пластический рисунок образа - несуетность и уверенная медлительность. Каждый ее жест стоит ста царских рублей, так как купчиха Кабанова отлично знает цену себе и другим.
Вот и я знаю вам цену. И потому громче всех аплодирую в финале чудесного (от слова «чудо») актерского дивертисмента.
…Хотя ладони стоило бы пожалеть, поскольку на подходе еще один классик.
Из конкурирующей фирмы. Из театра имени Ивана Франко, впрочем, сразу несколько кандидатов в «депутаты» в нашу новообразованную «партию театральной мечты», которая еще посоревнуется на «выборах» 2012-го...
Естественно, начнем с Основного. Пока не сыграл, но по-прежнему хочет - Фирса в «Вишневом саду». По этому поводу злоязычная шушера коварно шипит: «Ступке лень длинные тексты учить, вот и проговорился о почти безмолвном герое!»
Ну люди, ну «ироды»! А то, что «нет маленьких ролей...» - это как, уже не считается аксиомой в вашем «современном» театре?
В том-то и дело, что «нет» у Чехова «неглавных», а тем более проходных. Там даже запятые продиктованы высшим наитием.
И Ступка это понимает. И укрупняет (в нашем продолжающемся сводном «спектакле») образ слуги - до масштаба Хозяина.
Его Фирс - подлинный властелин имения. Поскольку более других прирос к декорациям устоявшейся жизни. Рубить деревья, рушить дом - значит, вбивать могильные гвозди и в его одряхлевшее тело. Фирс почти что ровесник древнего сада. Между ним и деревьями - связь родственная. Едва ли не мистическая.
Он ласкает веточки старых вишен, словно руки давно ушедших любимых.
Он льнет к древней посуде и мебели в доме Раневской, будто это бесценные артефакты, а не пыльная рухлядь.
Он «путается» у всех под ногами, потому что норовит «распутать» клубок их мнимых и подлинных бед.
Этот Ступкин Фирс - будто бы «домовой»! То ли дедушка, то ли виденье?
Возможно, его и нет среди «них»? И только фантом (в виде лакея) им и послан в награду или в наказание?
«Человека забыли», потому что просто «не видели»...
Особая моя радость - финал постановки-«мечты» с участием Ступки. «Эти», естественно, уже уехали. Соответственно, кого надо забили досками.
Но разве душе бесприютной важна чужая необязательность? Разве демоны могут остаться «вне» дома?
И вот, едва топор Лопахина издаст первую грозную «ноту», стены обреченного опустевшего дома начнут медленно раздвигаться... А в центре сцены - Фирс... С садовой лопатой... И тут таки и развернется какое-то неожиданное роковое «соревнование» - топора и лопаты...
За сценой - вырубают под корень. На сцене - сажают хрупкие скрюченные деревца маленьких вишен.
…Старый больной человек из последних сил отчаянно орудует этой лопатой, словно бы продлевает жизнь - и себе, и саду. Он не сдается. И пусть его позабыли, зато он «помнит»: прежде чем выкорчевать, надо хоть что-то взрастить.
…Не помню, какая музыка звучит в этот финальный момент (Шопен, вероятно?), но отчетливо помню, что плачу.
После вселенской философской печали (для контрастной смены жанровых красок и зрительского настроения) нам требуется искрометная комедия! Тем более что у франковцев это есть кому играть. (И не только в моих виртуальных сценкомпозициях.)
Например, всем вышел для «спектакля мечты» Бенюк - в роли сэра Джона Фальстафа в «Виндзорских насмешницах» Шекспира.
Богдан Михайлович - мастер «раблезианских» перевоплощений. Актер-трудоголик, он способен на любые парадоксы (шекспировская «Буря» и гоголевская «Женитьба» тому подтверждение).
Сумская и Хостикоев? Который месяц «талдычу», что им нельзя игнорировать пьесу-«мечту», которая нынче идеально ложится на актерские регистры замечательной пары. «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо!
И что с того, если знаменитую «лав стори» в 80-е XX века играли в очередь в Русской драме Кадочникова-Сивач, Роговцева-Рушковский? Софи Лорен с Мастроянни тоже когда-то играли... Так ведь и есть что играть!
Задорный итальянский темперамент (как и песенная мелодика) сродни темпераменту украинскому. История трудного обретения друг друга - через скандалы, слезы, через смех - это так знакомо всем нам. И всегда ожидаемо нами.
…Вот-вот, видите ее, эту Филумену Сумской - прямо на авансцене! Так и впившуюся взглядом в зрительный зал, будто бы ожидающую и от публики совет или доброе слово. Она в эту минуту расстроена, растерзана. Любвеобильный Доминико Сориано (Хостикоев) мотает ей нервы на локоть, не признает их общих детей, издевается как хочет. Но вот она уже собирает в пучок растрепавшиеся волосы. Вытирает поплывшую тушь. Расправляет складки на ярком платье. Выше голову! В отчаянном поединке за свое женское счастье ей надо смеяться, чтобы не плакать...
Кто там еще, из франковцев, «не желает» мечтать?! Глава СТД, господин Богданович? Вам, кстати, фрак отутюжили? А афоризмы не перепутали?
Тогда самое время на сцену. Играть «Идеального мужа» Оскара Уайльда - сэра Роберта Чилтерна, заместителя министра иностранных дел.
…Старая пьеса, а коллизии не устаревают! Мошенник Роберт, манипулирующий акциями Суэцкого канала, как бы предшественник последующей галереи более матерых политиков-мошенников. Юрий Яковлев в советском фильме неотразимо сыграл обаятельного «тюфяка». Только в нашей сценической версии (с участием А.Богдановича) этот же образ подан кардинально иначе. Прожженный циник и аферист (не уступающий леди Чивли). Политический интриган и игрок, ради выгоды и карьеры способный предать не только жену, но любого (вместе с правительством). В общем, человек-оборотень в одеждах внешнего светского лоска и призрачного семейного благополучия.
«Такого» Богдановича - с тройным сценическим дном и притягательным отрицательным обаянием - вы, пожалуй, не видели.
И от автора нет отступлений! Уайльд ведь парадоксально и саркастично подтрунивает, говоря о герое «идеальный». А на самом-то деле - гад ползучий. Как же раньше не замечали?
Покуда достопочтенная публика воркует в антракте, обсуждая «первый акт» с участием звезд наших ближних, я отчетливо осознаю... Для «сбычи» творческих «мечт» созвездий, которые подальше (российских артистов), дату конца света придется сдвинуть! А то за один вечер с ними не управимся!
Казалось бы, о чем еще грезить любимцу Владимира Путина (и моему тоже) - Евгению Миронову? Он и так испытал себя во всех возможных архетипичных ипостасях мировой культуры. От Гамлета до князя Мышкина. От Иудушки до Фигаро.
Но так как сегодня этого артиста целенаправленно третируют кровожадные прибалты и немцы (режиссеры), предлагая тексты мало соотносимые с его психофизикой (по ходу разрушая гармонию его трепетной актерской души), вот я и предлагаю... Вернуться к истокам. И в русской режиссерской аранжировке (пусть бы это ставил В.Машков) играть в спектакле-мечте - Дон Кихота!
Ну и что, если ростом не вышел? Зато душой красив наверняка.
Человек из Ламанчи - во всем родственник Миронову. В эпоху антреприз и чистогана, Женя остается одним из немногих артистов, которые все еще грезят о Прекрасной Даме. О творческой Музе.
Его идальго - ироничный мечтатель и хулиган, притворившийся «неадекватом». Отправляясь на поиски капризной мечты, он вроде и других проверяет: а «эти» еще не разучились мечтать?
Дон Кихот Мироновский переливается юмором, грустным весельем. Женя сознательно возвращает великому образу его исконную стихию - пародию на рыцарские романы.
В общем, «рыцарь бедный» в этот вечер уверенно держится в седле! А там, глядишь, и рукой подать до Прекрасной Дамы…
Оная царствует в неприступном для экспериментальных разбойников замке - во МХАТЕ на улице Тверской, 22.
Татьяна Доронина - реальное воплощение грез рыцарских и театральных.
Дама - прекрасная во всех отношениях.
Только в нашей «мечте» ей выпала другая карта. «Дама пик», Клер Цаханасьян. Та самая «старая дама» из пьесы Дюрренматта, которая приехала в город юности, чтобы расквитаться с обидчиками.
В этот момент я широко закрываю глаза - и представляю... «как» она это играет...
Как срывается ее голос (с шепота на крик) в сцене встречи с былым возлюбленным.
Как царственно - отрешенно и скорбно - она «приглашает на казнь» и одного человека, и весь замшелый городок.
И аз воздам...
Да и самой гениальной актрисе по ходу действия будет кого вспомнить из числа своих популярных обидчиков. И этот жизненный нерв еще больше электризует сюжет, еще крепче переплетает в тугой узел конфликты сценические и жизненные.
…Конечно, единственно возможный идеальный партнер для Дорониной (в такой трактовке) - Олег Ефремов (в роли мужчины-жертвы).
Но... Не суждено.
Поэтому для Дорониной наш спектакль - скорее «соло» с дальнейшим «боем»...
А для спетого «дуэта» не трудно подыскать другую подходящую пару.
Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили не расстаются друг с другом (на сцене) в последнее время.
Что же вам предложить, господа? Ведь и до этого совместно сыграно много. А может?..
...Только для подобного (лихого) эксперимента нужен по меньшей мере Виктюк. Во-первых, он работал с Алисой в стране чудес под названием «Осенние скрипки». Во-вторых, знает ее уникальные возможности играть даже в 78 - малолеток («Оскар и Розовая Дама»).
Поэтому...
Фрейндлих в роли Джульетты (соответственно, Басилашвили в роли Ромео) - театральная задачка только для Виктюка. И такой пасьянс поинтересней, нежели два матроса на палубе, в корчах изображающие Р. и Ж. (одна из недавних постановок маэстро).
Фрейндлих (Джульетта) - «женщина в белом».
Басилашвили - в строгом черном костюме.
Эта пара живет в «перевернутом» мире, где распри между враждующими детьми приводят к родительским жертвам.
Два пожилых человека обретают друг друга не на «рассвете» (как у Шекспира), а на «закате» (как в нашем спектакле). Но глупость и подлость тех, кто «поменьше», убивает обоих, больших.
Возрастные нюансы в текстах влюбленных - без изменений. Они вроде «играются» в свою ушедшую юность.
В любовных сценах Алиса Бруновна прекрасна особенно! Отсветом прошлого ложатся на ее лик «слайды» прежних прекрасных ролей. От шекспировской Катарины до шекспировской Джульетты...
«Нет смерти для меня!» - ее безмолвное воззвание в финале.
Ибо нет смерти для любви... В том числе и к искусству.
Эта последняя сцена в нашем иллюзорном новогоднем спектакле «сбывшихся мечт» утопает в аплодисментах.
Сцена завалена цветами.
Поклониться публике восходят все упомянутые здесь артисты.
Театральный вечер окончен! Но день продолжается.
Кстати, забыл сообщить: премьера назначена на 21 декабря 2012 года, название спектакля «Самый лучший день». А если «лучший», то пусть он и не кончается как можно дольше.