UA / RU
Поддержать ZN.ua

Молодые украинские художники: кому они нужны?

Нынешнее сложное экономическое положение серьезно ударило не только по мастерским известных художников, но - зачастую - и по амбициям молодых. Есть ли спрос на творчество именно молодых украинских художников в наше кризисное время? Кто чаще интересуется их работами? Пятеро молодых художников, как смогли, так и ответили на эти и другие вопросы ZN.UA.

Автор: Екатерина Константинова

Нынешнее сложное экономическое положение серьезно ударило не только по мастерским известных художников, но - зачастую - и по амбициям молодых. Есть ли спрос на творчество именно молодых украинских художников в наше кризисное время? Кто чаще интересуется их работами? Пятеро молодых художников, как смогли, так и ответили на эти и другие вопросы ZN.UA. Конечно, это не рейтинг "лидерства", а только имена, которые мы выбрали вместе с куратором Надеждой Павличенко (в рамках проекта OgoArt: stARTup). Эти художники работают в разных техниках и манерах, экспериментируют, пытаются открывать, на их взгляд, новые художественные миры. Некоторые из них еще учатся в Академии искусств, другие делают самостоятельные шаги. Ситуативно их объединил проект OgoArt: stARTup, который до 20 апреля прописан в арт-пространстве SKLO на Тургеневской. Итак, мини-портреты пяти молодых художников.

Ольга ГАЙДАШ: стиль "черновика"

- Опыт, состоящий из микроскопических наблюдений и огромных выводов или наоборот, - это и есть творческий путь художника, - говорит Ольга. - В принципе, не так важно, чем ты занимаешься, и через что именно этот опыт проявляется. И лучше говорить не о себе, а о том, как я смотрю на все остальное. Так будет честно.

Ольга родилась в 1991-м в Николаеве. Окончила тамошнее училище по специальности "Декоративно-прикладное искусство". С 2010-го студентка Национальной академии искусств по специальности "Сценография и экранные искусства".

На выставке в галерее SKLO можно увидеть две ее большие работы в авторской технике. Это монохромные человеческие силуэты (в полный рост) на бумаге. Неровные края, потертости, следы от краски создают впечатление черновика, делают более выразительным процесс работы. Художница подчеркивает, что искусство не должно быть чистеньким и опрятным, а, наоборот, - быть живым и настоящим. Поэтому в живописи и графике она полностью отходит от академической манеры, высказывается свободно и не боится сложных решений.

Ольга считает, что сейчас молодыми художниками в Украине интересуются преимущественно сами же молодые художники - исключительно для обмена опытом.

- Кто сегодня интересуется работами нераскрученных молодых художников? - На какой-то миг задумывается. - Даже не знаю. Но чаще всего, конечно, это люди, которым понравилось само произведение, а не имя художника. И это приятно. Это, можно сказать, роскошь неизвестности…

Павел ЛЫСЫЙ: переходные состояния

Художник родился в 1987-м в Николаеве. Окончил Одесское художественное училище им. М.Грекова, ныне - студент живописного факультета НАИИА. Участник групповых и персональных выставок.

Картины Павла - оригинальный взгляд, авторская философия. На вопрос, о чем ему хочется сказать в том или ином проявлении своей творческой фантазии, отвечает:

- Соотношение культурной традиции и ежедневного непосредственного восприятия мира является для меня рабочим материалом. Это визуальная составляющая действительности со всеми сдвигами и переходными состояниями, а еще - состояние сна-не сна. Когда одна целостность переходит в другую. Для меня это материал, который можно превзойти или перерасти. Этот материал имеет качество фона и выходит на передний план как главный персонаж и движущая сила, доводящая замысел к завершению.

В творчестве Павла значительное место занимают аллегорические пейзажи, в которых он переживает и переосмысливает злободневные темы.

Кроме абстрактных элементов (цвета, тона, расположение пятен), в его полотнах присутствует актуальный план. Так, полотно Fliegeralarm (воздушная тревога) посвящено теме виртуальной, реальной и непровозглашенной войны.

Ощущает ли Павел именно сегодня спрос на творчество молодых художников - со стороны меценатов, коллекционеров?

- Вообще интерес коллекционеров носит "мгновенный" характер. К тому же почему-то чаще произведения молодых украинских художников покупают иностранцы.

Екатерина ЛИБКИНД: тайна "обычных" вещей

Как художника Екатерину прежде всего интересует открытие новых возможностей в изображении обычных вещей. Владивосток - место ее рождения. Спустя некоторое время семья переехала в Николаев. Там Екатерина окончила училище культуры, получив начальное профессиональное образование на декоративно-прикладном факультете. Сейчас учится на шестом курсе в НАИИА, кафедра сценографии и экранных искусств.

- Как бы я самая раскрыла особенности собственного творческого стиля? Мне кажется, что раскрыть секреты и свою авторскую манеру даже мне будет непросто. И, думаю, не удастся, - говорит Екатерина. - Поскольку нахожусь словно внутри своих произведений. Возможно, согласилась бы, что все в моем творчестве получается случайно, но и это не так. Также не хотела бы быть "выжимками" со всего, что я слышала, видела, и что со мной происходило.

Художницу интересует открытие новых возможностей в изображении обычных вещей. Она часто использует нетрадиционные техники и материалы. Говорит, что о победах и поражениях говорить сейчас рано, что она об этом вообще еще не думала, так как ее путь в искусстве только начинается.

- Моему участию в проекте OgoArt поспособствовал один из этюдов, которые делала в резиденции Тамары и Александра Бабаков в селе Большой Перевоз на Полтавщине. Мне там было легко и хорошо творить. Это прекрасные люди и отличное место, - делится девушка.

Критики отмечают, что полотна Екатерины излучают не "особое" видение реальности, а способность смотреть на мир, на обычные предметы как на что-то абсолютно уникальное.

Илья ПАВЕЛЕЦ: в мире цирка и уличных зрелищ

- Никакого особого спроса на творчество молодых украинских художников сегодня не заметно, - считает Илья. - И, скорее всего, спроса на художников без имен не было никогда. Впрочем, это нормально. Как вариант - работать на конкретного заказчика. Хотя в этом мало общего с творчеством. Так что остается плыть по течению. Реагировать на местные или западные тенденции. Я убежден: молодым украинским художникам открыты дороги только в русле постмодернизма, потому что именно на этом направлении сосредоточены в основном деятельность кураторов и большинство грантовых программ.

…Таково мнение Ильи. Он получил профессиональное образование в Национальной академии искусств. Работает в "своем" стиле, часто экспериментирует с материалами, техниками, создает "свои" образы. Интересно, что этот художник не дает названий своим картинам. И особенные миры, и необычных персонажей, живущих в его произведениях, сложно описать словами. Иногда слова будут мешать восприятию.

Этот художник основу для своих картин изготовляет сам. Украшает каждую из них уникальными рамами из старой мебели, окон, выброшенных досок.

Если все же попробовать определить его стиль, то это - контурные, словно подсвеченные, силуэты, напоминающие витражные панно, мягкие цвета, лирические или метафорические сюжеты.

- Чего хочу в своих работах? - переспрашивает Илья. - Мои произведения - это часто маргинальный мир цирка, театра варьете, уличных зрелищ, балаганов. За что любят Чаплина, Феллини, Пикассо, Леже и многих других подобных по духу художников? За отсутствие чрезмерного пафоса искусства. За отсутствие прямолинейной категоричности. За красивую, но не декадентскую трагичность. Отталкиваясь от этого, находишь и соответствующую форму, которая тяготеет к авангарду первой и второй волн. Ни классика, ни постмодерн здесь не подойдут. А дальше - относительно сюжетного наполнения отдельной работы - появляется набор метафор и аллегорий, связанных с христианской символикой.

За минувшие два года у меня было две большие выставки: первая - свыше 100 работ, вторая - более 60. Но все это неофициально. Никакого освещения в Сети, никакого выхода на продажу или в художественные круги. Художник - это работа. Он должен работать. Выставки, галереи, каталоги - абсолютно другой вид деятельности.

Ярослав ЯСЕНЕВ: портреты без лиц

- Когда я создаю свои картины, хочу быть индивидуалистом, - рассказывает Ярослав. - Хочу, чтобы меня узнавали и не сравнивали с другими. Это очень важная философия. Ведь каждая картина несет в себе и определенные концепции, и душевные тревоги. Создавая ту или иную работу, хочу, чтобы зритель сполна имел возможность прочитать мои символы и мою философию в картине.

Ярославу - 23. Он успешно продолжает семейную традицию. Образование получил в НАИИА, участвовал в многочисленных коллективных выставках в Украине, а также представлял свои работы на персональной выставке в Пекине. На выставке в галерее SKLO - серия его портретов как попытка переосмысления, что такое портрет вообще.

Ведь портрет для Ярослава - это не отдельные черты лица, а целостный образ. Порой на его портретах даже нет лиц! А есть лишь очки, бороды, кепки, бренды, которые и формируют самоидентификацию современного человека в постмодерном обществе.

- Энергетика произведения - это прежде всего, - говорит художник. - Когда я пишу, всегда стараюсь "закладывать" максимум энергетики, чтобы картина привлекала внимание зрителя и в то же время была интересна искусствоведам, всем ценителям прекрасного. Благодаря энергетике картина и живет.

Ярослав считает, что сегодня не так много людей интересуются искусством. А тех, кто интересуется молодыми художниками, - вообще единицы.

- Своими картинами хочу "зацепить" как можно больше ценителей современного молодого искусства. У нас в Украине есть много талантливой молодежи, которую нужно поддерживать, - уверен Ярослав.

Исследуя возможности пейзажа, художник достигает впечатляющего мастерства, благодаря которому минималистское композиционное решение и тонкий колорит создают удивительную по силе и ощущению гармонию. А в портретах он находит точные акценты, передает настроение, характер персонажа. Его колористические поиски поражают даже привередливого зрителя.