UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Лісова пісня» будет победно звучать над взбесившимся «Лебединым озером»

Война вернула украинцам возможность продвигать свою уникальную культуру

Автор: Мирослава Макаревич

Российская пропагандистская машина беспрерывно работала, в частности и над тем, чтобы такие культовые классические балеты, как «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» вызывали ассоциацию с «великой Россией», чтобы «великий российский балет» имел «неоспоримое» первенство в мире и служил «фиговым листком» для всех преступлений своей безумной страны.

С начала полномасштабной войны на афишах государственных украинских театров не найти никаких «лебединых озер» и «щелкунчиков» на музыку российского композитора Чайковского, которого Путин осенью 2022 года документально (в соответствии с «Концепцией гуманитарной политики Российской Федерации за границей») «утвердил» одним из маркеров российской культуры.

Война очень страшной ценой, но открыла украинцам шлюзы для представления своей уникальной культуры. И мы не имеем права утратить этот шанс — явить всему миру аутентичность нашей культуры, ее разнообразие и богатство.

Читайте также: Атака на самобытность: NYT о том, как россияне воруют искусство Украины

Штрихи к портрету украинского балета

Украина имеет свою знаменитую балетную историю. Вспомним лишь несколько имен представителей разных поколений.

Серж Лифарь, которого называли «богом танца», первые шаги как артист балета делал именно в родном Киеве и всю жизнь считал себя украинцем. В 1947 году в Париже он основал Институт хореографии при Гранд-опера, вел курс истории и теории танца в Сорбонне, был ректором Университета танца, профессором Высшей школы музыки и почетным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО.

Валерий Ковтун — один из самых титулованных украинских артистов и хореографов: лауреат Шевченковской премии, обладатель премии им. Вацлава Нижинского Французской академии танца и т.п. Именно он поставил один из шедевров украинского балетного искусства — философскую притчу «Лілея» по произведениям Тараса Шевченко.

Анико Рехвиашвили — первая женщина на должности художественного руководителя балетной труппы Национальной оперы Украины, до своей преждевременной смерти успела очень плодотворно поработать для украинского балета шесть лет. Она авторитетно утверждала: «Украинский классический, неоклассический балет отличается большей эмоциональностью и особой выразительностью танца». Ее балеты «Віденський вальс», «Дама з камеліями», «Дафніс і Хлоя», «Юлій Цезар», «Половецькі пляски», «Снігова королева» и многие другие собирают полные залы и в Украине, и за границей.

В 2018 году, во время руководства Анико Рехвиашвили, балетная труппа столичного театра впервые с восстановления Независимости, после перерыва, длившегося с 1964 года, поехала на гастроли в Париж. И в одном из мировых балетных центров произошел прорыв в восприятии культуры Украины, в частности украинской балетной школы. В Париже наши артисты пережили настоящий триумф! Столица Франции встретила украинский балет аншлагами, а провожала заключением новых контрактов и приглашениями на следующие сезоны.

По словам одного из ведущих балетмейстеров мира Алексея Ратманского, который вырос и учился в Киеве, легендарная Майя Плисецкая говорила так: «Я всегда знала, что украинцы другие, — у них и голоса лучше, и ноги красивее».

Читайте также: Спектакль во время воздушных тревог

Балет военного времени

Из пяти балетных трупп Украины Национальных академических театров оперы и балета сегодня продолжают работать четыре: в Киеве, Львове, Одессе, Днепре. К сожалению, в Харькове под постоянными обстрелами нет такой возможности.

Враг пытается нас деморализовать. А мы держимся, укрепляем стойкость. Внутренний фронт держат все, как могут. Держат его и наши артисты, вдохновляющие нас и поддерживающие наш дух.

Как сказала прима-балерина Национального театра оперы и балета Украины Анастасия Шевченко: «Искусство — своеобразное лечение людей. Так было всегда. Мы на сцене, а зрители в зале — все вместе переносимся в мир грез, фантазий. Искусство для того и существует, чтобы люди могли хоть на час отвлечься от разрушительных информационных потоков, от той ужасной реальности, куда нас втянула война».

Но какой ценой для артистов это происходит?

Продолжают работать, несмотря на хронический стресс, постоянные ракетные обстрелы, отсутствие света в студии, при температуре около 15 °C, разделение семей…

На начало восстановленной работы Национальной оперы в балетной труппе было всего 30 артистов из 160. Но это не помешало творческому процессу: так, в первые дни лета состоялась премьера балета-концерта «Танцюємо Штрауса» (балетмейстер-постановщик Виктор Литвинов), а в сентябре презентовали одноактный балет «Доктор Фауст» в постановке Виктора Ищука.

Как рассказывает руководитель пресс-службы Национальной оперы Лана Рокси: «Когда заглядывала в гримерки, артисты сосредоточенно читали ТГ-каналы и плакали. А потом вставали, вытирали слезы, гримировались и бежали на сцену дарить радость. Считаю, что труппе Национальной оперы Украины надо дать коллективного Героя Украины!».

Абсолютно разделяю взгляд руководителя пресс-службы театра, поскольку кроме того, что артисты дарят настроение со сцены, представители балетной труппы еще и волонтерят, как, например, балерина Олеся Воротнюк, которая в первые дни полномасштабного вторжения приобщилась к рядам теробороны, а сейчас, вернувшись на сцену, все свободное время посвящает волонтерству. А еще — воюют на фронте: в сентябре под Майорском Донецкой области погиб выдающийся солист балета, заслуженный артист Украины, преподаватель Александр Шаповал…

Читайте также: Опаленное поколение: украинские арт-звезды в контексте революции и войны

Здоровая альтернатива российской оккупации балета

В течение почти года Украина настойчиво требует объявить бойкот российской культуре, ее многочисленным символам. Хотя бы на время кровопролитной войны.

Как корректно отмечает наш министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко в своих многочисленных блогах-обращениях к внутренней и внешней аудиториям: «Российская культура — это и «потемкинские деревни», и острие ракет». Но и сейчас до сих пор наблюдается общая сезонная зацикленность на исполнении определенных произведений российского происхождения, как, например, балетные марафоны «Щелкунчика». И сегодня опытными российскими пропагандистами все профессионально «заворачивается» в «традиции», вынуждающие весь мир бесконечно жевать одну и ту же «культурную резинку».

И именно в этом контексте в Украине есть здоровая балетная альтернатива, например «Снігова королева» и «Лісова пісня».

Накануне новогодних праздников Национальная опера Украины представила обновленный спектакль «Снігова королева». В музыкальную составляющую балета сначала входили, кроме музыки Эдварда Грига, Жюля Массне, еще и фрагменты произведений российских композиторов (Чайковского, Лядова и Глазунова), но с началом полномасштабного вторжения было решено изъять музыку титульных представителей культуры страны-агрессора и заменить ее произведениями Жака Оффенбаха и династии Штраусов.

Александра Злуницына/tochka.net

И, конечно, нельзя не упомянуть об уникальном балете «Лісова пісня» на музыку Михаила Скорульского — универсальном для всех сезонов года. В основу одноименного балета положен сюжет одного из лучших произведений украинской литературы — драмы-феерии Леси Украинки. Понятный всем сказочный сюжет, волшебная музыка, высокое мастерство артистов, само полотно спектакля плюс роскошные декорации, — наш гениальный национальный продукт может стать настоящей визиткой балетного искусства Украины.

Главная исполнительница роли Мавки — прима-балерина Татьяна Лёзова считает: «Очень важно продвигать наше — украинское. Украинская самобытная культура по известным причинам оказалась в фокусе концентрированного внимания мира. И мы должны воспользоваться этим шансом, это важно сделать и в память о многочисленных жертвах этой ужасной войны. «Лісова пісня» — это балет о победе правды над ложью, свободы над рабством, добра над злом».

***

Итак, пора обратить внимание на украинский репертуар, на родившиеся в современной Украине балеты на музыку Евгения Станковича, Юрия Шевченко, Виктории Полевой, Ивана Небесного и других. И продолжать возвращаться культурно и ментально в родную европейскую среду.

И помним: искусство в этой цивилизационной войне — один из самых сильных антидотов.

Больше статей Мирославы Макаревич читайте по ссылке.