В "огне революции" пострадал Чертов мостик. "Частично выгорел!" - констатируют некоторые СМИ. О судьбе памятника влюбленным Луиджи и Мокрине неподалеку пока ничего не известно, поскольку подойти туда трудно. Хочется надеяться, влюбленные у Паркового моста, как и памятник Лобановскому, выживут в горниле исторических испытаний… А судьба Национального художественного музея, оказавшегося в эпицентре уличных сражений, пока не вселяет оптимизма. В музее напряжены все, даже экспонаты.
Но сначала заглянем в "закрома" Музея истории Киева. В его фондах хранится около 250 тыс. экспонатов. Кажется, участь этих фондов не менее печальна, чем состояние Мостика влюбленных. После захвата в ночь на 26 января Украинского дома, где с 2003 года квартировал Музей истории Киева, обнаружилось, что двери в часть фондохранилищ вскрыты! Ящики, в которых хранилась коллекция, лишились пломб. Как выяснилось впоследствии, не все изначально были опломбированы. Кто именно взломал вход в "пещеру Али-Бабы" с киевской историей? Это загадка. В своем репортаже "Осада "Украинского дома" и Музей истории Киева: как это было" Алексей Копытько утверждает, что хозяйничали в фондах не митингующие, а расквартированные в Укрдоме "силовики".
Пока несомненно в этой истории одно. Если кому-то будет выгоден скандал, уже в обозримом будущем мы станем свидетелями громкого выяснения отношений между хранителями нашего культурного достояния и милицией (либо демонстрантами).
Увы, как показали недавние события, защищать культуру довольно трудно - даже милиции, которая якобы "меня бережет". Тот же Парковый мост пострадал, волею случая оказавшись между митингующими и блокпостом. А на улице Грушевского пока одни (митингующие) бросали коктейли Молотова и жгли покрышки, другие (милиция) устроили пункт обогрева прямо на ступенях знаменитого Нацхуда...
Творение Владислава Городецкого, ставшее отменной мишенью для двух "армий", и его львы, вроде бы, не пострадали, но покрылись копотью большого костра из шин.
Помнится, совсем недавно музейные работники горячо обсуждали, как срочно этому зданию необходим ремонт, и с каким треском у него может провалиться крыша или разрушиться давно не ремонтированный фасад… Реальность вносит свои коррективы. Национальный художественный музей проходит серьезное испытание "на прочность". И если устоит после всех нынешних землетрясений, тогда действительно никакой ремонт ему не страшен, а, возможно, и не нужен.
Ситуация с НХМУ стала знаком гуманитарной тревоги - как для культурной общественности в Украине, так и для зарубежных экспертов. Российский телеканал "Дождь" посвятил драме нашего Нацмузея обширный репортаж. И безо всяких обиняков сравнил сохранность музейных раритетов… в Украине и Египте, в Украине и Сирии. Цитата: "Украинские музеи не зря тревожатся. Например, в арабских странах революция напрямую затронула культурные объекты. Несколько раз страдал знаменитый Каирский музей Египта. Тогда, в 2011-м из музея вынесли несколько сотен ценнейших экспонатов древнеегипетского искусства. К счастью, большинство артефактов нашли. Совсем недавно в Египте от взрыва пострадал крупнейший музей исламского искусства: возле здания взорвался автомобиль. Этот музей тоже памятник архитектуры, он построен в 1903 году".
Конечно, эти параллели несколько зловещи. Очень тревожны. Каждый из нас надеется, что до подобного не дойдет. Директор Национального художественного музея Мария Задорожная вовремя забила в набат: "Ситуация может привести к необратимым последствиям! Старейший киевский музей под угрозой". И есть чего опасаться, есть из-за чего паниковать, есть из-за чего усиливать охрану. Как известно, в коллекции множество работ украинских и российских художников. Там редкие иконы и уникальные скульптуры, произведения Кричевского, Ермилова, Репина. Да и самому зданию на улице Грушевского, 6 уже более сотни лет.
С просьбой обеспечить безопасность здания и хранящейся в нем коллекции ("воздержаться от действий, угрожающих зданию музея") к руководству страны и политикам официально обращался весь коллектив, отдельно - глава правления УЦРМС Владислав Пиоро. В Минкульте недавно также эмоционально прокомментировали ситуацию.
В итоге, сохранность ценностей обеспечили сами сотрудники (в большинстве сотрудницы) музея.
Своими силами они демонтировали экспозицию на первом этаже здания: не дай Бог, запылают уникальные барочные иконы. Закрыли щитами (!) окна второго этажа. Некоторые просто поселились в родном музее, самостоятельно охраняя, так сказать, материальную основу национальной культуры круглосуточно.
Парламентская библиотека, легендарный книжный магазин "Наукова думка", здание Академии наук Украины с "гуманитарными" институтами (языкознания, шевченковедения, фольклористики и этнографии) тоже де-факто в эпицентре военных действий. И спасение "утопающих" - опять дело рук самих утопающих?
"До Українського центру розвитку музейної справи останнім часом надійшли численні звернення від працівників музеїв з різних регіонів України. До нас звертаються колеги зі Львова, Донецька, Рівного, Криму, Вінниці, Харкова та інших регіонів. Усі вони надзвичайно стурбовані тим, що буквально під стінами Національного художнього музею, де знаходиться колекція найцінніших творів українського мистецтва за 1000 років історії нашого народу, відбуваються сутички протестувальників з міліцією. Музейники України закликають зупинити дії, які створюють загрозу музею", - от имени музейного сообщества говорит Владислав Пиоро. С официальным обращением выступил и коллектив "Мистецького Арсенала". Национальный заповедник "София Киевская" тоже заявил: "Висловлюємо цілковиту підтримку колегам з Національного художнього музею України у їхньому зверненні до президента, прем'єр-міністра та уряду України, а також до представників опозиції та громадського сектору з проханням координувати свої дії таким чином, аби не завдати шкоди пам'яткам архітектури міста Києва".
Тем временем, как говорят в народе, кому война, а кому мать родна…
Уникальные исторические объекты в центре - в зоне риска. Новострои, стирающие исторические облик столицы, процветают и множатся. Рядом с революционной Могилянкой "перестраивают" ещё одну жемчужину столицы - Гостиный двор. Когда неделю назад я проезжала по Подолу, он стоял, словно ободранный: побелку счистили, стены непривычно и страшно рыжели кирпичом - а внутри копошились пальцы кранов…
"События на Майдане и Грушевского стали манной небесной для киевских застройщиков. Им революция на пользу. Сейчас все на Майдане, а они могут потихоньку уродовать город", - говорят активисты-борцы с застройками.
И правда: свою "революцию" в историческом центре столицы устроили зодчие всех мастей. Без лишнего шума в медиа и без громких лозунгов. И как раз ее результаты - налицо и отмене не подлежат. "В пятистах метрах от революционного Майдана продолжается строительство на историческом месте дворца князя Владимира", - говорят участники "Публичной сети Андреевского спуска". В трех шагах от этой "стройки века" (вместо старинных домиков в Десятинном переулке стахановскими темпами возводят "хозяйственное здание" УПЦ КП), на месте Десятинной вот-вот может появиться "музей и храм".
"Если будет угодно Богу, в этом году мы начнем строительство музея и храма", - говорит газете "Взгляд" наместник Десятинного монастыря Рождества Пресвятой Богородицы архимандрит Гедеон (Харон). Отдельную благодарность за поддержку священник выразил Министерству культуры.
Впрочем, рыть котлованы напротив Исторического музея еще не начали. Но для невеселых размышлений хватает имеющегося: немаленького списка пострадавших в той или иной степени "культурных объектов" только в Киеве и ощущения полной беззащитности всех без исключения музеев, памятников, библиотек, архивов в Украине. Об этом нужно не просто говорить. Нужно вырабатывать общую стратегию отношения к культуре - и доносить ее до каждого члена общества. Ведь и вправду: мы уйдем - музеи, архивы и памятники останутся. Они должны сохраниться. А вандалы навсегда запомнятся лишь как вандалы.