Национальный театр имени Ивана Франко на днях тепло и по-семейному вспоминал о своем «родителе»... Об основателе этого театра выдающемся режиссере и актере Гнате Петровиче Юре.
Дело в том, что в культовом скверике возле театра (где уже расположился в скульптурном молчании великий комик Николай Яковченко) появился новый застывший, но такой же великий театральный персонаж - сам Гнат Юра. В сценическом образе бравого солдата Швейка. Скульптор Владимир Чепелык (вместе со своим сыном) в очередной раз порадовали город и мир (театра), подарив нашему сценическому ландшафту
фигуру уникального театрального строителя... Кем и остался для истории театра Гнат Петрович.
Отрадно, что на открытие скульптуры Юры в образе Швейка пришел в полном сборе практически весь театр. И очевидно, что память о классике театра жива. В самой церемонии открытия не было ничего искусственного, декларативного или пафосного. А уж когда у скульптуры появился родной сын Гната Петровича, когда он вспомнил несколько сюжетов из жизни своего отца, то праздник во всем стал семейным… Собственно, как семейным был издревле и сам этот театр. Так как Гнат Петрович Юра - еще в 20-е ХХ века - обустраивал коллектив франковцев по принципу высокого благородства семейных ценностей. Практически вся семья Юры на заре театральной жизни бурно влилась в строительство нового коллектива! Имена его родственников в истории этого театра - полноценные главы всей нашей культуры… Сам Гнат Петрович, по воспоминаниям его современников, всегда был человеком мудрым. Он понимал, в какое время живет и с какими властителями имеет дело… Известен случай, когда он конфликтовал с петлюровской контрразведкой (арестовали актеров-франковцев, а его заподозрили в большевизме). Тогда же Юра выступил перед членами правительства УНР с заявлением: если будете мешать работать, то украинский театр вообще прекратит свое существование! Юра пошел на «шантаж», но его пощадили, сохранив коллектив…
...С коммунистами Юра тоже играл в свои игры. В партию решил вступать не в самом театре, а на процветающем тогда… кабельном заводе Киева. В самой гуще пролетариата. И, не моргнув глазом, заявил, что только с рабочим классом видит всю свою дальнейшую жизнь! Надо было знать юморной характер Юры, чтобы представить, как он это декларировал. По сути, именно Гнат Юра «открыл» для украинского театра спорную фигуру драматурга Александра Корнейчука - в конце 20-х. Но этим
самым он и уравновешивал «репертуарную политику», которая предполагала также пьесы Винниченко, Бомарше, Карпенко-Карого… В комедиях Карпенко-Карого, кстати, Юра был непревзойденным исполнителем! Его Мартын Боруля - артистический шедевр на все времена! Сценический гений Юры всеми искрами сверкает в каждой комической сцене (хорошо, что хотя бы запись сохранилась, и есть возможность в этом убедиться даже сегодня, поскольку больше «так» уже не играют…).
Юра создавал вроде «народный театр» - для народа. В то же время это был театр не для черни… Его театр поднимал зрителя «над толпою», нес просветительскую миссию. А уж какую коллекцию актеров собрал Юра в своей труппе - для всех (в виде скульптур) места не хватит в скверике возле театра Франко…
На открытии скульптуры «Юры-Швейка» директор франковцев Михаил Захаревич заметил, что почти полувековое присутствие Гната Петровича в жизни этого театра - страницы яркие, но не до конца изученные, поэтому подробностям этого этапа вскоре и будет посвящена монография, которую готовит театр. Есть также надежда, что Юра, неумолимым стражником обосновавшийся возле центрального входа театра, уже каким-то мистическим образом повлияет на киевские власти - и с мертвой точки сдвинется затянувшееся строительство новой сцены франковцев, столь необходимой большой труппе...