Хотя количество спецпенсионеров составляет менее 2% общего количества пенсионеров, их существование создает прецедент, вызывая негодование подавляющего большинства пенсионеров, пенсии которых в разы ниже, пишет в своей статье для ZN.UA Лидия Ткаченко, к.э.н., ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований им. М.Птухи НАН Украины.
"Эмоциональное восприятие и нехватка информации приводят к тому, что среди широких слоев населения и политиков сформировалось мнение, что финансирование спецпенсий забирает огромную сумму средств, поэтому их отмена способна сделать Пенсионный фонд бездефицитным и существенно увеличить пенсии остальных пенсионеров", - отмечается в материале.
Однако, как показывают расчеты по данным отчета о выполнении бюджета Пенсионного фонда, в 2013 году на выплату спецпенсий всего было направлено 9,2 млрд грн, в том числе 4,86 млрд - на выплату части пенсий в рамках общей солидарной системы (источник финансирования - собственные средства Пенсионного фонда) и 4,36 млрд - на выплату части пенсий, что превышает размер, определенный по общим правилам (источник финансирования - средства государственного бюджета). То есть максимальная сумма экономии в случае полной отмены спецпенсий составила бы 4,36 млрд грн, если эту сумму поделить между простыми пенсионерами, каждый дополнительно получил бы по 29 грн ежемесячно.
Автор напоминает, что Кабинет министров должен подготовить и подать до 1 мая на рассмотрение Верховной Рады проект закона о назначении всех пенсий, в том числе специальных (кроме пенсий военнослужащих и научных работников), на общих основаниях. В случае непринятия до 1 июня 2015 года такого закона с этого дня будут отменены все нормы о пенсионном обеспечении лиц, которым пенсии назначаются согласно отдельным законам Украины. Такая формулировка задачи не только ставит жесткие временные рамки, но и едва ли не заставляет правительство подготовить, а парламент - принять указанный законопроект.
"Для принятия политического решения о дальнейшей судьбе спецпенсий необходимо провести детальные финансово-экономические расчеты с использованием данных персонифицированного учета Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (не только в рамках бюджетного года, но и на долгосрочную перспективу) и более подробно изучить зарубежный опыт", - заключает автор.
ЧИСЛЕННОСТЬ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ И РАЗМЕРЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЙ (по состоянию на 1 января соответствующего года)
Закон, по которому назначена пенсия |
2005 г. |
2010 г. |
2014 г. |
2005 г. |
2010 г. |
2014 г. |
Численность пенсионеров |
Средний размер пенсии, грн |
|||||
"О государственной службе" |
65 183 |
104 484 |
124 382 |
714 |
2 958 |
3 120 |
"О прокуратуре" |
4 136 |
5 474 |
6 191 |
1 311 |
6 108 |
6 723 |
"О статусе народного депутата Украины" |
578 |
935 |
1 031 |
2 831 |
15 622 |
15 303 |
"О статусе судей" |
6 |
1 035 |
1 530 |
1 450 |
5 880 |
12 060 |
"О судебной экспертизе" |
152 |
242 |
200 |
663 |
2 310 |
2 766 |
Таможенный кодекс |
31 |
332 |
1 045 |
826 |
4 630 |
4 411 |
Положение о помощнике-консультанте народного депутата |
555 |
798 |
783 |
825 |
3 465 |
3 652 |
"О научной и научно-технической деятельности" |
76 133 |
76 514 |
72 352 |
845 |
2 380 |
3 574 |
"О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов" |
2 865 |
3 959 |
4 148 |
618 |
2 945 |
3 178 |
"О службе в органах местного самоуправления" |
3 836 |
15 640 |
24 631 |
601 |
2 738 |
2 845 |
"О Национальном банке Украины" |
204 |
889 |
1 292 |
1 148 |
5 016 |
6 035 |
"О Кабинете Министров Украины" |
- |
101 |
79 |
- |
14 981 |
14 977 |
Для сравнения: пенсионеры на общих основаниях |
13 174 738 |
12 749 887 |
12 556 004 |
311 |
967 |
1 439 |
Источник: Госстат Украины.
Подробнее читайте в материале Лидии Ткаченко "Спецпенсии в Украине: информация к размышлению" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".