НБУ своими действиями "консервирует" кризисные процессы - Гальчинский

26 марта в 13:20

В провалах экономической политики львиная доля вины НБУ. Нацбанк не знает, как решить дилемму достижения антиинфляционного эффекта, а заявления о действенности политики таргетирования остаются сугубо декларативными, говорит эксперт.

монеты деньги
Политика таргетирования пока остается сугубо декларативной
Нацбанк Украины/Facebook

Национальный банк Украины своими действиями в монетарной политике фактически "консервирует" кризисные процессы вместо того, чтобы стимулировать экономическую санацию. 

Такое мнение в интервью ZN.UA выразил многолетний президентский советник (1994-2004 гг.), глава Совета НБУ и Национального института стратегических исследований (2000-2005 гг) профессор Анатолий Гальчинский.

По словам эксперта, классическая модель таргетирования инфляции оказалась функционально уязвимой для условий переходной экономики.

"Она не учитывает структурную двойственность инфляционного процесса, сочетания в нем так называемой инфляции спроса, которая имеет монетарную природу и действительно сдерживается сжатием предложения денег, и так называемой инфляции затрат, которая формируется на иной, немонетарной, основе. Повышение тарифов — это один из примеров инфляции затрат. Их регулирование — функция не НБУ, а правительства. В этом случае сжатие предложения денег дает отрицательный эффект", - говорит он.

Налицо коллизия — для достижения антиинфляционного эффекта в первом случае денег должно быть мало, во втором их должно быть достаточно. НБУ не знает, как решать эту дилемму.

Читайте также: НБУ: безмятежный выбор цели

Эксперт обращает внимание, что на 2015 год был установлен потолок увеличения денежной базы на 27%, а фактически, согласно данным НБУ, она выросла всего на 0,8%. Темпы роста денежной массы в прошлом году были почти в три раза меньше номинального роста ВВП.

"В итоге вместо монетарного стимулирования экономической санации налицо противоположный эффект — консервации кризисных процессов", - говорит Гальчинский.

По его словам, чтобы претендовать на системность политики таргетирования, ее эффективность, необходим факторный анализ инфляции. Только на его основе возможно выстроить действенный механизм таргетирования.

Читайте также: Монетарная политика: проблема целевых ориентиров

Важно и другое: если инфляция имеет не только денежную природу, то субъектом таргетирования не может быть лишь НБУ. И в этом вопросе необходима действенная координация усилий банка и правительства, говорит профессор.

"Необходима реальная заинтересованность правительства и НБУ в существенном снижении инфляции. До тех пор, пока инфляционный налог будет оставаться одним из важнейших факторов решения фискальных проблем, всякие рассуждения о действенности политики таргетирования будут оставаться сугубо декларативными", - резюмирует специалист.

Читайте полностью интервью Юрия Сколотяного с Анатолием Гальчинским: "В провалах экономической политики львиная доля вины НБУ" в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина".

По материалам: ZN.UA
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Нет комментариев
Loading...
Реклама
USD 25.77
EUR 27.74
Последние новости